|
|
|
Главная / Новости / Отрасли ТЭК / Стоимость ремонта поврежденных труб «Северных потоков» оценивается в $500 млн
12:41, 27 Декабря 22
Нефтегазовая Европа Стоимость ремонта поврежденных труб «Северных потоков» оценивается в $500 млн Как пишет The New York Times, более 15 лет назад, когда газопровод «Северный поток» между Россией и Германией был не более чем идеей, Швеция предупреждала о рисках, связанных с эксплуатацией критически важной энергетической инфраструктуры по дну Балтийского моря.
Аналитики считали, что трубопровод будет уязвим даже для самых элементарных форм саботажа, а подводное наблюдение будет практически невозможным. Шведское агентство оборонных исследований в 2007 году опубликовало прогноз: «Одного водолаза было бы достаточно, чтобы установить взрывное устройство».
Сегодня этот сценарий реализован. Шведские власти, ведущие уголовное расследование, пришли к выводу, что взрывчатые вещества, вероятно, были сброшены с кораблей или заложены на морском дне с помощью подводных лодок или водолазов.
Атака на «Северный поток» остается загадкой и вызывает предположения о том, как — в эпоху постоянного спутникового наблюдения, в разгар энергетического кризиса и когда Европа находится в состоянии боевой готовности из-за военный действий на Украине — судно может проскользнуть на жизненно важном энергетическом канале, заложить бомбу и уйти без следа.
Балтийское море, как оказалось, было почти идеальным местом преступления. Морское дно усеяно телекоммуникационными кабелями и трубами, за которыми, как и предупреждали шведы, тщательно не следят. Корабли постоянно приходят и уходят из девяти стран, граничащих с морем, и суда могут легко скрыться, отключив транспондеры слежения.
«Ключевой вопрос заключается в том, почему отсутствует наблюдение за этим трубопроводом — и за другими трубопроводами, электрическими кабелями и подводными кабелями на морском дне», — сказал Никлас Россбах, заместитель директора по исследованиям Шведского оборонного исследовательского центра.
Балтика также является гигантским кладбищем неразорвавшихся боеприпасов и химического оружия, сброшенных после мировых войн. Экспедиции по устранению этих препятствий являются обычным явлением, а это означает, что опыт проведения подводной детонации является повсеместным. По словам представителей региона, в нескольких странах Балтийского моря, в том числе в России, есть группы водолазов, которые специализируются на работах на морском дне. У России есть порт на Балтийском море, и у нее есть маленькие, тихие подводные лодки, которые могут двигаться незамеченными.
Польша и Украина открыто обвинили во взрывах Россию, но не представили никаких доказательств. Москва, со своей стороны, также бездоказательно обвинила Великобританию.
В последние недели компания Nord Stream AG начала оценивать стоимость ремонта труб и восстановления подачи газа. Оценка ремонтных работ начинается с 500 миллионов долларов. Консультанты из России также изучают, как долго поврежденные трубы могут выдерживать воздействие соленой воды.
Возникает вопрос, почему, если это действительно Россия разбомбила свои собственные трубопроводы, она начинает дорогостоящую работу по их ремонту? — спрашивает автор статьи.
Как и в любой хорошей детективной истории, в саботаже есть слои интриг и несколько игроков с разными мотивами и возможностями совершить преступление. Даже решение шведского правительства держать детали своего расследования в секрете от западных союзников вызвало слухи о том, что, возможно, следователи раскрыли дело и стратегически хранят молчание.
Газопровод Nord Stream представляет собой пару залитых бетоном стальных труб диаметром 1,2 м с толщиной стенок 41 мм. Первая нитка, Nord Stream I, была введена в эксплуатацию в 2011 году. Германии нужен был дешевый и надежный газ, а Россия хотела уменьшить свою зависимость от транспортировки энергоресурсов через Украину, страну, с которой у нее были спорные отношения задолго до февраля этого года.
Вскоре после того, как Nord Stream I был запущен в эксплуатацию, Кремль начал настаивать на строительстве параллельной нитки. Этот второй газопровод, известный как «Северный поток-2», вызвал еще больше споров, поскольку против него выступила часть стран Европейского союза и США — как при президенте Бараке Обаме, так и при президенте Дональде Трампе.
Строительство было завершено в сентябре прошлого года. «Северный поток-2» «негативно повлияет на национальную безопасность Украины», — говорится в 13-страничном письме, которое попало в распоряжение The New York Times. В письме также содержится предупреждение об экономических последствиях для Украины, поскольку российские компании по-прежнему платят за транспортировку газа по украинским трубам.
Документ украинского правительства, полученный The Times, показывает, что даже после 24 февраля Украина рассчитывала продолжать взимать плату с российских компаний, включая государственные «Газпром» и «Роснефть», за транспортировку углеводородов в первой половине 2022 года. По контракту Украина получает в среднем 1 миллиард долларов в год в виде транзитных сборов. Так что недостатка в противниках у трубопроводов не было.
Но саботаж ключевой части энергетической инфраструктуры можно было бы считать актом войны. Для Европейского союза или члена НАТО это будет иметь серьезные последствия, подорвав доверие к двум наиболее важным западным партнерствам. И хотя нападение на трубопровод могло иметь финансовый смысл для Украины, особенно во время войны, ее способность совершить такой теракт неясна. Украина не имеет балтийского порта, а ее единственная известная подводная лодка была захвачена Россией в 2014 году.
Когда в этом году европейские страны накопили запасы природного газа, поведение Кремля изменилось. Россия отключила Nord Stream I в конце августа из-за технических проблем. Взрывы произошли через несколько недель, 26 сентября. Они разорвали обе нитки газопровода «Северный поток-1» и одну из труб «Северного потока-2».
Взрыв явно не на пользу России, делает вывод The New York Times. Она должна продолжать платить Украине транзитные сборы и не может легко выполнить обещания дешевого газа, чтобы отколоть Германию от своих европейских союзников.
Но саботаж почти гарантирует, что цены на газ будут для европейцев некомфортно высокими до весны. И это создает стимул для стран ЕС подтолкнуть Украину к переговорам о мире, так как война угрожает наземным трубам, по которым газ идет на запад. Тот факт, что одна из труб Nord Stream II остается неповрежденной, также означает, что в условиях энергетического кризиса Германия может изменить курс и позволить этой трубе начать прокачку газа.
Саботаж Nord Stream также создает неопределенность в отношении того, какая еще инфраструктура может быть атакована. Взрыв не только повредил трубопровод, но и был опасно близок к кабелю, по которому идет электричество из Швеции в Польшу.
«Мы менее уверены в том, что основной целью было функциональное повреждение, потому что газопровод «Северный поток» в то время не работал», — сказал Кьелл Энгельбрект, преподающий политологию в Шведском университете обороны.
Отсутствие газа во время взрыва также ставит под серьезное сомнение теорию о том, что бомба была отправлена по трубе с помощью инспекционного устройства, известного как PIG, или контрольно-измерительного прибора для трубопроводов. «Чепуха», — сказал Стефан Хармсен, который разработал этот прибор для Nord Stream I. По его словам, для работы этих устройств требуется поток газа.
Шведские следователи обнаружили остатки взрывчатого вещества на трубах «Северного потока». Подводные фотографии мало что показали. Наблюдение за таким огромным трубопроводом было бы невероятно дорого и никогда не было приоритетом для европейских спецслужб. Эксперты по безопасности говорят, что наилучшее подводное наблюдение в этом районе обеспечивают российские гидроакустические датчики вдоль трубопровода. Западные следователи не имеют доступа к этим данным.
Все новости за сегодня (0) |
ПГУ-220 МВт на Казанской ТЭЦ-2: десятилетие проекта
Исполнилось 10 лет с момента ввода в эксплуатацию на Казанской ТЭЦ-2 парогазовой установки ПГУ-220 МВт. |
О проекте
Размещение рекламы на портале
Баннеры и логотипы "Energyland.info" |