|
|
|
11:03, 6 Июля 12
Строительство Россия Надо ли «попадать» в стоимость? Проектные институты, пережившие в период становления рыночной экономики трудные времена, сейчас вновь загружены заказами. Однако чтобы достичь успеха в новых условиях, проектировщикам приходится решать ряд проблем. В частности - доказывать заказчикам, что пытаясь сэкономить на проектировании, они не получат оптимального результата. Об этом рассказал Максим Попов, главный инженер ОАО «Уральский проектно-изыскательский институт ВНИПИЭТ» (г. Озерск). - Насколько сегодняшние заказчики «вмешиваются» в выбор применяемых в проекте решений? Интересует ли их в первую очередь цена проекта и строительства объекта или стоимость его последующей эксплуатации?
- Разные заказчики поступают по-разному. Если к процессу работы с проектировщиком подключаются эксплуатационные службы заказчика, то в этих случаях можно обсуждать будущее функционирование объекта. Если же процесс курирует отдел капитального строительства, то кроме стоимости проекта и строительства, заказчика ничего интересовать не будет. В такой ситуации трудно работать, ведь мы понимаем, что надо думать о перспективе, вплоть до вывода объекта из эксплуатации (когда речь идет о радиоактивных веществах, вывод из эксплуатации может быть очень дорогим).
Если заказчик стремится сэкономить на проектировщиках, то у проектной организации может не оказаться времени и возможностей для максимально тщательной проработки проекта и определения оптимального решения.
Наш основной заказчик – ГК «Росатом». Согласно законодательству госкорпорации могут размещать заказы по строго регламентированным ценам. Из-за этого заказчик, как правило, в первую очередь оценивает не будущую экономическую эффективность объекта, а расходы на его строительство и проектирование. Нередко мы вынуждены «попадать» в ту стоимость, которая была заложена в Федеральную программу на строительство того или иного объекта. Эта стоимость чаще всего определяется без четкой предварительной проработки. Задача ставиться так: нужен объект, есть столько-то денег. Это в корне не верно. Уже не раз поднимался вопрос о том, что сначала нужно проводить предпроектные работы, определять стоимость, а уж потом решать, нужен ли нам объект по такой цене, можем ли мы его себе позволить.
- В условиях динамично развивающегося рынка энергетического оборудования сложно уследить за всеми новинками, изменениями в нормативном регулировании и технической политике. Из каких источников Вы черпаете информацию?
- Когда мы подбираем оборудование, изучаем поставщиков, бывает, что заказчик предлагает что-то конкретное. Но часто в проекте мы используем уникальное оборудование. Мы работаем параллельно с производителем: он занимается конструированием, а мы – проектированием. Если оборудование еще не существует на момент начала разработки проекта, проектировщикам приходится работать «с закрытыми глазами», потому что характеристики будущего продукта еще точно не известны. Чтобы полноценно работать над рабочей документацией, нужно хотя бы иметь технический проект на оборудование.
Что касается нормативной документации, сейчас мы перешли на саморегулирование. СРО создает нормативную базу для своих членов, свои нормативные документы, которым мы должны соответствовать. Конечно, хотелось бы, чтобы все требования были детально расписаны. Это позволило бы избежать неразберихи. К примеру, у нас в стране приняты дополнения к градостроительному кодексу, а в соответствующий подзаконный акт изменения не внесены – не понятно, чем руководствоваться.
Иногда бывают расхождения такого рода: требования госэкспертизы выше, чем требования нормативной базы. Что ж, мы учимся на каждом проекте.
- Есть ли у Вас сложности с формированием портфеля заказов?
- На рынке всегда существуют сложности, но мы их решаем. В последнее время к нам чаще стали обращаться сторонние заказчики, в том числе и гражданские. То ли строить стали больше, то ли проектировщиков стало меньше. Физическая загруженность у нас всегда есть. Другое дело, что при этой нагрузке мы не можем обеспечить высокую оплату труда, так как чтобы выиграть право делать проект на конкурсной основе, необходимо предложить минимальную цену.
- Как вы решаете проблему дефицита квалифицированных инженеров-проектировщиков?
- Эта проблема есть, особенно у нас в закрытом городе. Часто лучшие школьники предпочитают поступать не в озерские институты, а вузы более крупных городов, из которых редко возвращаются. Так что с самого начала происходит своего рода «естественный отбор» не в нашу пользу.
Мы занимаемся подготовкой кадров. У нас договоры с местными вузами, с третьего курса студенты приходят на практику, остаются подрабатывать на старших курсах. Действует система наставничества. В целом нам удается таким образом замещать уходящие кадры. За годы перестройки мы практически не потеряли численность.
Подготовила Екатерина Зубкова
Материал публикуется по итогам проведения виртуального круглого стола по актуальным проблемам проектных организаций. Мнения других участников круглого стола также публикуются в рубриках «Экспертное мнение» и «Гость на главной».
(С) Медиапортал сообщества ТЭК www.EnergyLand.info
Копирование возможно только для платных подписчиков
Кража контента приведет к пессимизации вашего MFA-сайта
Все новости за сегодня (0) |
Балаковская АЭС стала победителем регионального конкурса «Инвестор года-2023»
Инвестиционные проекты Балаковской АЭС, реализованные в 2023 году, получили высокую оценку Министерства инвестиционной политики Саратовской области. |
О проекте
Размещение рекламы на портале
Баннеры и логотипы "Energyland.info" |