Новости - Из первых уст

О разработке шельфа северных морей


17.01.13 07:32
О разработке шельфа северных морей Шельф – это настолько сложный регион, что для создания там рентабельных проектов необходимы налоговые льготы.

Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров:

Основные минусы допуска госмонополии на шельфовые месторождения – недостаток технологий и слишком большой объем инвестиций. Очевидно, что государственные компании не смогут самостоятельно развернуть масштабную разработку шельфа. В то же время, отдавая шельфовые месторождения госкомпаниям, правительство сохраняет контроль над процессом их разработки. Отдавая арктический шельф частным компаниям, государство не сможет контролировать разработку – отставание от графиков ввода месторождений в эксплуатацию, в виду их стратегического значения, может оказать негативное влияние на все российскую экономику.
Ситуация разрешима двумя способами. Первый – разработать и законодательно утвердить жесткие условия по разработке месторождений арктического шельфа для частных компаний. С одной стороны, такой подход позволит увеличить объемы инвестиций в шельфовые проекты со стороны частных компаний, которые станут собственниками и будут заинтересованы в скорейшем запуске своих проектов. С другой стороны, жесткие условия, например, в части сроков освоения месторождений, гарантируют минимальный объем инвестиций, установленный государством, в шельфовые проекты со стороны частных компаний. В то же время, риски недоинвестиций, срыва сроков разработки проектов сохранятся.
Сейчас в отношении арктического шельфа Россия идет по второму пути решения проблемы – приглашение к проектам частных компаний в качестве соинвесторов. Это позволяет получить технологическую поддержку, снизить риски для госкомпаний и получить дополнительные объемы инвестиций. В то же время госкомпании сохраняют контроль над шельфовыми проектами и, фактически, отвечают за их реализацию. Учитывая объемы инвестиций, необходимых для разработки шельфа, финансовая нагрузка на госкомпании при таком подходе остается весьма существенной, что тормозит развитие этого сектора энергетики.
Очевидно, что сейчас для государства более важны гарантии по разработке арктического сектора, чем скорость освоения, которая характеризуется более высокими рисками.
 
Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности:
По вопросам шельфа сталкиваются интересы нескольких политических групп. Это, прежде всего, Газпром и Роснефть, то есть Миллер и Сечин. Они отстаивают свои позиции, преследуя цель остановить либерализацию и застопорить идею по расширению допуска к разработке шельфа в лице частных компаний. Роснефть и Газпром не хотят никаких изменений нынешней ситуации. Они хотят остаться госкомпаниями-монополистами на шельфе. По их заявлениям, таким образом, достигается основная цель – обеспечение национальной безопасности.
Роснефть продвигает идею получения доступа взамен на покупку 33% акций совместной компании. Многие иностранные компании готовы на это пойти. Контраргумент противников госмонополии на шельфе заключается в том, что частные компании и свои деньги вложат, и привлекут инвестиции – Лукойл уже предлагал вложить средства в разработку шельфа, объемы разработки шельфа будут выше как раз при привлечении частных компаний. Это точка зрения сторонников либерализации, которая во многом имеет под собой весомые основания.
При передаче разработки шельфа в руки не двух госкомпаний, а частникам, как нашим, так и зарубежным, выгода для России будет заключаться в том, что все эти компании будут платить нам налоги. Это с одной стороны. Но с другой, шельф – это настолько сложный регион, что для создания там рентабельных проектов необходимы будут как раз налоговые льготы. Поэтому необходимо хорошенько посчитать оба варианта – оставить все как есть или пустить туда много частных компаний, дав им налоговые льготы, и есть ли для России смысл тогда открывать им свой шельф.
Ведь если пустить туда иностранцев, используя жесткую налоговую политику, то придет ли туда кто-либо на таких нерентабельных условиях. Поэтому ответ на вопрос по дальнейшей судьбе шельфа лежит пока в политической плоскости – сохранят ли свое влияние госкомпании во главе с Сечиным и Миллером против группы либерально настроенных чиновников из Минприроды и Минэнерго.
Здесь пока сложно давать какие-либо прогнозы. Я думаю, что еще какое-то время удастся сохранять нынешнее положение. На таких совещаниях, как сегодня, кардинальные решения не принимаются. Это не вопрос дискуссии, который можно обсудить за общим столом. Сейчас идет активное лоббирование интересов с одной стороны монополии, с другой – либерализма. Верховным арбитром в решении этого вопроса выступает президент страны. Апеллирование идет, прежде всего, к нему.
Я допускаю такое развитие событий: госкомпании получат те месторождения, на которые они уже подали заявки; и только после этого придет очередь и либерализации – частным компаниям достанутся активы на шельфе, кроме тех лакомых кусочков, что достались Газпрому и Роснефти. Таким образом, либерализация будет значить – берите, что осталось, ибо кто успел, тот и съел, поскольку госкомпании раньше заявили о своих интересах. Путин, кстати, открыто критиковал правительство – почему происходит торможение заявок от Роснефти и Газпрома – он дал тогда ясный сигнал о необходимости передачи лицензий, на которые уже поступили заявки.
Я не думаю, что президент пойдет на либерализацию доступа на шельф для иностранных компаний – скорее всего это будут отечественные частные компании – прежде всего, это главный лоббист либерализации Лукойл. Соответственно будет оглашено требование, что непосредственные операторы, которые будут разрабатывать месторождение, должны быть зарегистрированы в России. Об этом уже говорилось не раз. Это позволит сохранить видимость того, что Россия контролирует свои шельфовые месторождения, и угрозы национальной безопасности от либерализации доступа на шельф нет (все эти компании должны иметь регистрацию в России).
Этот посыл позволит успокоить общественность. Потому что многие годы оправдание монополизма на шельфе заключалось в том, что таким образом блюдется национальная безопасность. Сейчас мы видим, что добыча на шельфе уже ведется. Потому что старые советские месторождения – и нефтяные и газовые – истощаются, необходимы новые регионы добычи. Помимо шельфа у нас еще есть Восточная Сибирь, которая выстрелила очень кстати. Разрабатываемое там Роснефтью месторождение Ванкор поддерживает всю российскую нефтедобычу и стабилизирует ее. Если это месторождение исключить из добычи, то видно, что она падает.
По газу мы тоже стабилизировали добычу, и вопрос стоит весьма актуальный – где еще мы можем брать нефть и газ, и тут нужны как раз новые регионы Восточной Сибири и Арктики, куда важно выйти уже сейчас. Прежде чем удастся достичь проектной мощности, пройдет не мене 10 лет. Поэтому с шельфом пора уже начинать. Ведь разработка Восточной Сибири уже ведется – идет разработка Чаяндинского газового месторождения и строительство газопровода из Якутии до Владивостока. Таким образом, у нас происходит параллельный выход на два новых региона – Восточную Сибирь и Арктику.
 
Центр энергетических экспертиз
Слушаем радио и читаем комментарии экспертов: http://musico.ru/







О проекте Размещение рекламы на портале Баннеры и логотипы "Energyland.info"
Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика