|
|
|
Аналитика - Оборудование и технологии
Евро 5 не доходит до Европы29.01.14 07:00
В системе нефтепродуктопроводов «Балтнефтепродукта» резко выросли масштабы хищения дизельного топлива. За последний год объемы воровства увеличились на 88%. Правоохранители и местные органы власти пока не в состоянии переломить ситуацию.
Покушение на «Север»
Осенью 2006 года на конгрессе «Нефтяной Терминал» генеральный директор Channoil Consulting заявил: если Россия в ближайшее время не приступит к экспорту топлива высокого качества, ей придется уйти с европейского рынка нефтепродуктов. Это понимало и руководство «Транснефтепродукта» (ТНП), которое к этому времени уже вовсю проектировало и начинало строить магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) «Север» в сторону Приморска для перекачки дизельного топлива стандарта Евро 5, в то время как основным продуктом в системе тогда являлось топливо стандарта Евро-2.
Решение оказалось правильным, сейчас нефтепродуктопровод «Север» (Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск) самый востребованный у нефтяников. По оценкам специалистов, в 2013 году по «Северу» было прокачано 9,2 млн тонн, что превышает его проектную мощность почти на один миллион тонн. В СМИ нефтяники признавались, что работают можно сказать на износ.
А 19 декабря 2013 года Транснефтепродукт сообщил, что начат прием в систему дизельного топлива Евро 5 производства ООО «ПО «КИРИШИНЕФТЕОРГСИНТЕЗ» (ОАО «Сургутнефтегаз»). Чтобы не срывать напряженный график прокачки переход на транспортировку Евро 5 был произведен без ограничения и остановки прокачки для других производителей топлива, сдающих данный вид нефтепродукта в систему ТНП.
Генеральной схемой развития нефтяной отрасли РФ предусмотрено увеличение мощности «Севера» до 15 млн твг. Но эти планы могут не сбыться, если не будет решена основная проблема трубы в регионах ее прохождения — воровство топлива, которое приняло масштабы, угрожающие работе системы.
Евро 5 приманивает преступников
Проблему с врезками в нефте- и продуктопроводы власти России решить не могут. За последние 10 лет было обнаружено и ликвидировано 4779 криминальных врезок в трубопроводы, масштаб хищений составляет от 5 до 10 млн тонн нефти в год (в сегодняшних ценах 120–240 млрд рублей).
Федеральные и региональные власти долгое время не обращали должного внимания на сигналы «Транснефти» и не принимали достаточно жестких мер к нефтяным ворам, в отличие, скажем, от Китая. Там проблему решили просто — за врезки в трубопроводы полагается смертная казнь. Только осенью прошлого года на совещании в Астрахани премьер-министр Дмитрий Медведев выступил с предложением ужесточить наказание за несанкционированное проникновение на нефтегазовые объекты, в том числе за воровство из трубопроводов через «врезки». Премьер особо потребовал от МВД и ФСБ усилить меры по борьбе с несанкционированными врезками в трубопроводы в Самарской области, которая вышла в общероссийские «лидеры» по числу врезок в нефтепроводы. В свою очередь, лидером по числу врезок в продуктопроводы оказалась Ленинградская область.
В Самарской области преступники воруют нефть, которую перерабатывают на подпольных НПЗ. Слово «подпольные» следует взять в кавычки, так как они иногда занимают несколько гектаров, и ежедневно в них въезжают и выезжают колонны машин. Такие НПЗ всегда функционируют под крышей местных властей и силовых структур. По области проходят продуктопроводы с дизельным топливом стандарта Евро 3, но сбыт такого топлива ограничен нелегальным сбытом для сельхозтехники и дальнобойщикам на стоянках. На бензоколонках разрешено продавать только Евро 5.
Совсем другая ситуация в Ленинградской области, по которой проходит «Север» с топливом европейского качества. Сворованную из трубопровода солярку можно продавать через официальные автозаправки или прямо на трассе по липовым документам, имея бешеную прибыль.
По инициативе «Балтнефтепродукта» был проведен ряд совещаний на уровне райотделов полиции, но они не привели к принципиальному улучшению работы по борьбе с воровством и продажей украденного топлива. Даже в случае выявления преступлений, задерживаются рядовые исполнители, а до организаторов всей цепочки руки у полиции, как правило, почему-то не дотягиваются. Наиболее эффективной мерой, считают в компании, была бы настойчивая борьбы с каналами сбыта украденного топлива, выявить которые оперативными методами не так уж и трудно. Проверки на дорогах, досмотр подозрительных бензовозов и более плотная работа с бензозаправками, вот неполный перечень мероприятий, который в течение уже первых месяцев привел бы к значительному изменению ситуации. Если исчезнет масштабный рынок сбыта, воровать топливо станет невыгодно. Но настойчивого желания полицейских Ленинградской области покончить с практически открытой торговлей украденной соляркой не наблюдается.
Латышский след
Проект «Север» был введен в эксплуатацию относительно недавно, и там установлена современная система обнаружения утечек (СОУ). Однако огромная прибыль от воровства дизельного топлива позволяет преступникам применять дорогостоящие и трудно обнаруживаемые системы хищения. Имеются свидетельства, что такие системы изготавливаются промышленным способом на территории недалекой Латвии.
Врезки устраиваются очень тщательно. Перед изготовление врезки проводится геодезическая разведка местности. Подходы к месту врезки просматриваются с помощью веб-камер, что позволяет преступникам скрываться при приближении патруля. Со скрытно установленных камер, а также специально выставленных постов визуального наблюдения, ведется и дальнейший мониторинг места врезки на случай ее обнаружения, а также мест хранения краденого топлива. У преступников, таким образом, имеется достаточно времени, чтобы замести следы.
Врезки в трубу выполняются иногда снизу трубы, практически под углом 90 градусов. Обнаружить такую врезку металлоискателем практически невозможно. Отводы от врезок изготавливаются методом горизонтального направленного бурения из дорогих металлопластиковых труб, идущие на километры от трубопровода. Часто такие трубы выходят на поверхность на частной территории, куда владелец имеет право не пустить патруль и даже полицию без соответствующим образом оформленного разрешения. Большинство врезок поэтому совершается в Тосненском районе Ленинградской области, где очень много промышленных объектов и местами имеется плотная промышленная застройка. Поэтому поиск врезок здесь значительно осложнен.
На врезках стали устанавливать задвижки, управляемые дистанционно с помощью мобильной связи, для маскировки которой используются специальные глушители.
Отмечались случаи, когда преступники ставили произведенные промышленным способом системы глушения работы систем обнаружения утечек (СОУ).
Часто злоумышленники устраивают несколько врезок, из которых используется одна, а остальные служат для отвлечения внимания охранных подразделений. Пока служба безопасности МНПП идет по следу ложной врезки, преступники продолжают воровать топливо, а заодно «мониторят» ситуацию, выигрывают время. Лишних суток, а порой и часов, достаточно, чтобы окупить затраты на врезку.
В преступной среде произошло разделение на изготовителей врезок и их «эксплуатантов». Латвийские группировки со своим оборудование устраивают врезку, а потом продают их другим преступным группировкам из России, сами же уходят за границу. Поминай как звали, что называется.
Ловят, но с ленцой
Масштаб краж дизельного топлива Евро 5 из МНПП «Север» быстро растет. На территории Ленинградской области в 2012 году было обнаружено 24 врезки, а в 2013 году — 43 врезок, рост на 79%. В зоне ответственности ООО «Балттранснефтепродукт», чья труба (часть проекта «Север») проходит по территориям Ленинградской, Новгородской, Владимирской, Ивановской, Ярославской и Тверской областей, в 2012 г. было обнаружено 26 врезок, а в 2013 — 49, что составляет 88% роста.
Нельзя сказать, что правоохранительные органы не предпринимают усилий по поиску преступников, но результативность этих усилий пока крайне низка. Из 50 уголовных дел, заведенных в Ленинградской области в 2012–2013 годах по факту несанкционированных врезок в МНТТ «Север» раскрыто лишь 2.
Осложняет обнаружение врезок сезонный фактор. Прибалты готовят врезки особенно активно осенью, а воровство начинается зимой, когда врезку трудно обнаружить под толстым слоем снега. В случае прорыва врезки топливо выливается на грунт под снегом. Чтобы обнаружить врезку, приходится вскрывать линейную часть на большом протяжении, а зимой, и тем более весной, это трудно.
Врезки начинают рваться обычно в конце зимы или весной, в распутицу, причем чаще всего аварии происходят вне охранной зоны, вне территории патрульного осмотра.
Устранение врезок требует огромных затрат, а ущерб от разлива топлива оборачивается не только штрафами для компании. Самое главное тут ущерб природе, длительная ликвидация последствий утечки. Есть примеры, когда ликвидируют последствия этих разливов годами.
Для привлечения внимания общественности и властей к проблеме врезок компании «Балтнефтепродукт» пришлось открыть «музей врезок», где собраны образцы оборудования, используемого преступными группами для воровства топлива.
Службы безопасности транспортирующих нефтепродукты компаний вынуждены работать на опережение и совершенствовать технологии защиты, но без активной поддержки правоохранительных органов полностью справиться с воровством не удается.
Сказываются на ситуации с врезками частые неоправданно гуманные решения судов. Только в последнее время преступники стали получать реальные сроки, и то не всегда. Так, если изготовление врезки группой лиц на магистральном трубопроводе квалифицируется по статье 215.3 УК РФ (приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов), то преступник получит наказание исключительно в виде лишения свободы от трех до шести лет без какой-либо альтернативы. Однако до настоящего времени уголовные дела, квалифицированные по этой статье, единичны. Следственные органы при поимке с поличным нефтяных воров выбирают статью 158 УК РФ («Кража»), которая оставляет возможность для компромисса в виде условного наказания. В итоге часто в судах преступники получают лишь условные сроки и мизерные штрафы и покидают суды «в хорошем настроении с улыбкой на лице».
Для справки:
|
|
О проекте
Размещение рекламы на портале
Баннеры и логотипы "Energyland.info" |