|
|
|
Аналитика - Оборудование и технологии
Глобализация мировой экономики не отменяет войн за национальные интересы17.01.12 07:28
Нагнетаемое обострение ситуации вокруг возможной остановки транспортировки нефти через Ормузский пролив продолжает древнюю как мир борьбу за контроль над торговыми путями.
Нагнетаемое обострение ситуации вокруг возможной остановки транспортировки нефти через Ормузский пролив продолжает древнюю как мир борьбу за контроль над торговыми путями. Сегодня через Ормузский пролив танкерами перевозится до 18 млн барр. нефти в день, что составляет 20% всего мирового потребления нефти, а с учетом сжиженного газа через пролив проходит 40% мировых поставок углеводородов по морю.
Трудно найти более чувствительную точку мировой торговли и сплетения геополитических интересов. Перевозки углеводородов из стран Персидского залива по воде стали альтернативой остановленным из-за политических конфликтов сухопутным маршрутам. Еще в 40-е годы прошлого века был построен трансаравийский нефтепровод (Tapline) из Саудовской Аравии через Иорданию и Сирию в южноливанский порт Сайда мощностью 500 тыс. барр. в сутки. Эта труба практически пуста уже несколько десятилетий. Также не работает нефтепровод из Ирака в сирийский порт Тартус и ливанский Триполи мощность до 700 тыс. барр. нефти в сутки. Действующие в регионе сухопутные нефте- и газопроводы в любой момент могут стать (и становятся) объектами атак террористических групп по политическим или меркантильным соображениям. Например, устраивая регулярные аварии на газопроводе из Египта в Израиль, племена Синайского полуострова пытаются заставить заинтересованные стороны платить им за «охрану трубы».
Именно поэтому на протяжении последних лет угроза перекрытия пролива Ираном в ответ на санкции США против иранской ядерной программы рассматривается в мире как вполне достаточный повод для развязывания новой войны. Ведь под угрозу ставится и далеко не благополучная Европа и страны Азиатско-Тихоокеанского региона - Япония, обеспеченность нефтью которой на 75% зависит от поставок из Персидского залива, Корея и набирающий потенциал Китай. Даже США уже давно потеряли статус крупнейшего потребителя арабской нефти, уступив первенство Китаю. Только из Саудовской Аравии импорт сырой нефти в КНР превысил 1 млн. барр. в сутки, а это около 25% от общего объема поставок в страну.
Но если три года назад угроза перекртыия поставок расценивалась как однозначный повод для вооружённого конфликта с участием азиатских стран, то сегодня общая картина кардинально меняется.
На фоне поставщиков углеводородов из Ближнего и Среднего Востока Россия выглядит образцом стабильности и предусмотрительности. Строительство нефтепроводов ВСТО и двух веток «Балтийского потока», газопроводов «Голубой поток», «Северный поток» и полученное недавно согласие Турции на строительство «Южного потока» позволяют в значительной степени обезопасить поставки российских углеводородов от конфликтов со странами-транзитерами и возможных осложнений ситуации внутри этих стран. При этом экономические показатели построенных в России трубопроводов значительно превышают зарубежные проекты по эффективности вложений. Так, объявленная стоимость строящегося сейчас с срочном порядке нефтепровода в обход Ормузского пролива из ОАЭ в порт Фуджейра на берегу Оманского залива составляет $3,3 млрд за трубу длиной 480 км, то есть $6,9 млн за км. А стоимость первой очереди нефтепровода ВСТО протяженностью 2700 км составила около $12,6 млрд, то есть $4,6 млн за км. При этом ВСТО строился зимой и летом в безлюдной труднопроходимой местности, где предварительно необходимо было проложить дорогу и линии электропередач, с прохождением маршрута по горам, тундре и болотам и через множество больших и малых рек, а арабская труба пройдет через вечно теплые пески.
Поставки нефти из России в тихоокеанский регион не в состоянии полностью восполнить Китаю, Японии и Южной Корее потери в случае перекрытия Ормузского пролива, хотя сам факт постройки нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО), нефтепорта Козьмино и планируемый запуск второй очереди ВСТО сделали эти рынки более доступными. При максимальной проектной мощности ВСТО в 80 млн т нефти после завершения строительства второй очереди его мощность составит около 10% сегодняшнего нефтяного потока через пролив. Однако надежность поставок нефти и газа в нестабильной мировой обстановке становится решающим фактором политики на длительную перспективу, так как позволяет странам-потребителям в форс-мажорных обстоятельствах оттянуть время до принятия принципиальных решений, под которыми надо понимать вооруженное вмешательство в события. Иными словами, новая конфигурация нефтетранспортных маршрутов России в известной степени сегодня способна выступить страховщиком региона от глобальных военных конфликтов, поводом для которых могут стать непредсказуемые быстротекущие события в Персидском заливе.
Автор: Дмитрий Парфенов, эксперт ТЭК
|
|
О проекте
Размещение рекламы на портале
Баннеры и логотипы "Energyland.info" |