|
|
|
14:40, 2 Октября 13
Нефтегазовая Россия ТЭК — локомотив российской экономики Энергетическая стратегия России должна способствовать гармонизации интересов компаний ТЭК и государства. В этом убежден Леонтий Эдер, заведующий лабораторией ресурсов углеводородов и прогноза развития нефтегазового комплекса Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск).
Наш институт с 2002 г. принимает участие в подготовке Энергетической стратегии, а также других стратегических документов. Мне хотелось бы обратить внимание на то, каким образом они принимаются.
К примеру, разработка одного из последних документов — Стратегии развития нефтехимической промышленности — происходила следующим образом. Собрали планы компаний отрасли, суммировали их, и потом объявили это энергетической политикой. Но это не энергетическая политика! Планы компаний не всегда совпадают с государственными интересами.
Энергетическая стратегия — это рамочный документ. Документ, который должен определить основные направления, и после его принятия начинается не менее важная и интенсивная работа, направленная на то, чтобы намеченные направления перевести в соответствующие инициативы законодателей.
К примеру, мы говорим об увеличении коэффициента переработки сырья. Однако, за последние 10 лет он непрерывно снижался. Мы также говорим о необходимости переработки попутного нефтяного газа (вплоть до 95 %). Однако до тех пор, пока не ужесточились штрафы, компании не сдвинулись в этом направлении. Поэтому гармонизация планов компаний и государственных приоритетов должна происходить уже после того, как принимается государственная стратегия, а не наоборот.
Нужно хорошо понимать, что на самом деле, мы и дальше будем добывать и экспортировать углеводороды. При этом чтобы и дальше развиваться по ресурсному сценарию, нам не нужна Энергостратегия. Она нужна, чтобы определить инновационные направления развития государства.
Мы можем много говорить о нанотехнологиях и о других подобных вещах, но должны понять, что развитие российской экономики должно отталкиваться от нефтегазового сектора. Это локомотив российской экономики. Однако Энергетическая стратегия должна определить, какие направления развития российской энергетики и нефтегазового сектора будут инновационными.
Можно привести примеры, когда игрок выходит на рынок нефтегазовых ресурсов и буквально через какое-то время становится уже не экспортером ресурсов, а экспортером технологий. Мы видим, как сейчас развивается Иран. В соответствии с последней иранской стратегией развития нефтегазохимии, происходит постепенный уход от сырьевого сценария, и разворачивание производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
У нас же пока говорят о снижении доли нефтегазового дохода в бюджет на долгосрочную перспективу, однако эта доля постоянно возрастает. В предыдущем году она составила более 50 %.
Вместе с тем, очень серьезные изменения происходят, как внутри страны, так и ее пределами. Во-первых, меняется структура сырьевой базы. Те месторождения, которые были введены ранее, постепенно выходят на стадию падающей добычи. Соответственно необходимо вводить новые ресурсы и запасы. Вместе со структурой сырьевой базы меняется и география нефтяной и газовой промышленности. Россия выходит на Север, на новые территории, на шельф. Эти запасы требуют совсем других технологий. Соответственно, это направление должно способствовать экономическому развитию.
Меняется состав добываемого сырья. Если раньше добывали сухой газ, прежде всего, метан, который не нужно было перерабатывать, то сейчас и в Восточной Сибири, и в Западной Сибири — газ жирный. Его нужно перерабатывать. Соответственно и здесь существуют определенные возможности внедрения новых технологий.
Подводя итог, хочу сказать, что Энергетическая стратегия, безусловно, нужна. В первую очередь, чтобы сформировать интересы государства и гармонизировать их с интересами компаний. Будучи рамочным документом, стратегия должна стать основой для соответствующих законов и подзаконных актов. Кроме того, необходимо определить, какие направления инновационного развития нефтегазового комплекса наиболее перспективны, и, соответственно, сосредоточиться на этих направлениях. Нельзя забывать, что развитие инновационной экономики России в целом пойдет в основном по пути инновационного развития нефтегазового комплекса.
Записала Кира Патракова
По материалам Международного форума «ТЭК России в ХХI веке»
Читайте также:
На заводе «Алнас» завершается пусконаладка новой литейной линии SSL - технология, обеспечивающая безопасное соединение между веб-сервером и программным обеспечением клиента (ее неотъемлемая часть - ssl certificate). Технология SSL гарантирует целостность и сохранность данных, передающихся через защищенное соединение.
Все новости за сегодня (0) |
Первая газотурбинная станция на вечной мерзлоте отмечает 55-летие
55 лет назад, в 1970 году, включена в сеть Якутская ГРЭС – первая газотурбинная станция, построенная на вечной мерзлоте. Сегодня это крупнейшая электростанция Якутска и одна из наиболее мощных российских газотурбинных станций. |
О проекте
Размещение рекламы на портале
Баннеры и логотипы "Energyland.info" |