Золоотвалы в России занимают более 28 000 га земли
18.10.19 06:53
Проблему золоотвалов может решить правильно спроектированная система сухого золошлакоудаления.
Сегодня в России более 28 000 гектаров земли занимают существующие золоотвалы. Все они строились в отдаленных от города районах, но часть (в силу урбанизации) оказалась в зоне жилой застройки, в том числе и в Новосибирске.
Самый простой способ прекратить увеличение объёма золоотвалов — продавать золошлаковые материалы (ЗШМ). Во всем мире они используются для производства бетона, цемента, при строительстве дорог, изготовлении топонажных смесей, а также для ликвидации природных неудобий (овраги, планировка территорий). Сегодня в России реализуется около 10% годового выхода золошлаков, тогда как в развитых зарубежных странах эта цифра достигает 50-100%.
«КОТЭС Инжиниринг вместе с консорциумом Феникс уже более 5 лет предлагает к внедрению на разных станциях систему 100% утилизации золы и шлаков — рассказал генеральный директор ООО «КОТЭС Инжиниринг» Дмитрий Серант. — Мы даже готовы дать гарантию на полную реализацию золы, при условии, что проект будет реализован в соответствии с нашими требованиями. А они достаточно простые: менее 5% недожога, селекция золы по фракционному составу и постоянное наличие ЗШМ для регулярных поставок при стабильном качестве. При традиционной системе гидрозолоудаления и складирования золошлаков на существующих золоотвалалах, достичь этих показателей и поддерживать их невозможно. Едиснтвенное решение — внедрение системы сухого золошлакоудаления. Стоимость внедрения разная, для крупной станции в среднем около 1,5-2 миллиардов рублей. При новом строительстве система сухого золошлакоудаления выходит и вовсе дешевле традиционной. При этом, с учетом установки современных электрофильтров, можно добиться выбросов золы 50 мг/нм³ и окупить инвестиции всего за несколько лет, в том числе за счёт продажи золошлаков. Для энергетики это очень маленький срок».
Вопросам экологии сегодня уделяется всё больше внимания на всех уровнях власти. Минприроды утвердило список 300 предприятий высшей категории опасности по выбросам загрязняющих веществ. Они обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 01 января 2022 года и затем, в течение 4 лет внедрить систему автоматического мониторинга вредных выбросов. Система должна будет в режиме реального времени анализировать ключевые показатели выбросов и передавать данные в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
«Мы как инжиниринговая компания уже давно готовы к внедрению подобных систем не только в Сибирском регионе, но и по всей России, — рассказал заместитель генерального директора ООО «КОТЭС Инжиниринг» Антон Серант — Мы уже выполнили пилотные проекты для нескольких энергосистем и промышленных предприятий. Сейчас разрабатываем варианты установки систем мониторинга для Дальневосточной генерирующей компании».
Россия занимает 13 место в мире по количеству угольных ТЭС (из 56 ГВт мировой угольной генерации). А угольные мощности в Сибири составляют 45% от общероссийских. Это значит, что опыт КОТЭС Инжиниринг по модернизации угольных ТЭЦ в первую очередь полезен для родного региона.
По сравнению с другими типами электростанций, угольная энергетика России наиболее проблемна в плане экологии, гораздо менее эффективна по сравнению, например, с парогазовой генерацией. КПД российских угольных электростанций довольно низкий: до 36%. Для сравнения этот показатель для современных угольных электростанций в мире — 43-45%, в Китае до 50%. Несмотря на то, что стоимость строительства российских станций в среднем в 1,5 раза выше европейского и общемирового, в нашей стране гораздо реже закладывают новые, признанные во всём мире технологии снижения выбросов и повышения эффективности выработки тепловой и электрической энергии.
Цифры по выбросам в России и в мире разительно отличаются. В Китае лучшие показатели по выбросам золы составляют 2 мг/нм³, в Европе 5-10 мг/нм³, в России на новых станциях (построенных после 2001 года) — 200-250 мг/нм³, а на старых (до 2001 года) — может быть и 500-900 мг/нм³. Такая же картина с выбросами окислов азота и окислов серы: до 50 мг/нм³ в Европе, 500-700 мг/нм³ в России. Однако, тенденция меняется к лучшему есть: в проекты нового строительства закладываются более жесткие требования. Хороший пример — Артемовская ТЭЦ на Дальнем Востоке, где требования по предельным выбросам NOx — 300 мг/нм³.
«Мы видим, что ситуация меняется — с удовлетворением отметил Дмитрий Серант. — Повышение надёжности, экологичности и эффективности энергетики, — ключевые вопросы, в которые собственники электростанций и энергохозяйств промышленных предприятий готовы инвестировать. Мы слышим обратную связь, обсуждаем это со многими заказчиками. Хорошим примером уже выполненной работы является обоснование инвестиций по модернизации ТЭЦ филиала АО «ОТЭК» в г. Северске. Мы проработали все возможные варианты, конфигурации, стоимости, показатели — и надеемся в ближайшем будущем принять участие в реализации одного из них».
Диверсификация на новые рынки: физика процессов везде одна
Подстраиваясь под особенности рынка, КОТЭС диверсифицирует бизнес, осваивая смежные отрасли. Анализ рынка энергетики промышленных предприятий показал, что зачастую небольшие капитальные вложения и замена устаревших технологий и оборудования на современные могут кардинально повысить эффективность и экологичность энергохозяйств.
КОТЭС Инжиниринг ранее уже работал с заказчиками из нефтеперерабатывающей, металлургической, целлюлозно-бумажной, углеобогатительной отраслей. Наибольшее количество работ пришлось на предприятия ЦБК. Одной из первых стала разработка проектной и рабочей документации техперевооружения содорегенерационного котла СРК-1400 ст. №3 Усть-Илимского лесопромышленного комплекса (2017-2018 гг). Установка современного финского котла Valmet позволила увеличить производственные мощности и повысить эффективность работы предприятия.
«Физика процесса везде одинакова, но есть особенности, — поделился главный инженер КОТЭС Инжниринг Виталий Кучанов. — Например, в содорегенерационном котле, основные базовые процессы, как в энергетическом, но добавляется «химия». Опыт работы с лесопромышленными хозяйствами показал, что нашим специалистам это по силам. Сегодня мы продолжаем совершенствовать компетенции в этой сфере, проходим профильное обучение и выполняем целый ряд работ для предприятий ЦБК».
«Мы ответственно можем заявить, что резерв для повышения эффективности и улучшения экологической ситуации по выбросам есть абсолютно в любом энергохозяйстве любого промышленного предприятия России, не модернизировавшегося последние 10-15 лет», — добавил Дмитрий Серант.