У православных верующих наступил Рождественский сочельник
06.01.16 06:39
Канун праздника Рождества Христова — 24 декабря (6 января по новому стилю) — называется Навечерием праздника.
Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный.
Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.
Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных.
Каждый из четырех Великих часов имеет особые два псалма, приуроченных специально к празднику, и тропари, а также паремию, прокимен, Апостольское и Евангельское чтения.
Великие часы заканчиваются чином изобразительных.
Накануне (в Навечерие) праздника Рождества Христова, рождественская вечерня совершается днем отдельно от утрени праздника, для того, чтобы обеспечить ей самой торжественное совершение. Для этой цели она обычно соединяется с самой длинной, торжественной и трогательной литургией святого Василия Великого.
После обычного начала, 103 псалма, великой ектении поются стихиры на Господи воззвах.
Совершается вход с Евангелием.
Читаются восемь паремий, подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира. Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением.
Содержание второй паремии составляет пророчество Валаама о звезде от Иакова, третьей — пророчество Михея о рождении Мессии в Вифлееме, четвертой — пророчество Исаии о жезле от корня Иессеева, на котором почиет Дух Божий; пятой — пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности книги именем учителя Варуха — Иеремии — в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии о явлении Бога на земле между людьми; шестой паремии — пророчество Даниила о нерукосечном камне. Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока и Еммануила от Девы.
После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.
Так же исполняется второй тропарь после следующих трех паремий. Хор припевает конец тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе». После окончания тропаря со стихами читаются еще две паремии, после которых — малая ектения и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...».
Поется прокимен, глас 1: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Стих: Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли.
Читается Апостол и Евангелие.
После отпуста вечерни выносится на середину храма подсвечник с горящей свечой. Перед ней священнослужители и певцы («клирицы») поют «велегласно» — громко и торжественно — тропарь и кондак праздника, после чего молящиеся расходятся. Зажженная свеча здесь знаменует звезду, явившуюся в Вифлееме.
Тропарь предпразднства
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак предпразднства
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.