Немецкая E.ON просит «Газпром» просит привязать все контракты на российский газ к спотовой цене
22.02.11 07:36
Ценообразование российского газа по-прежнему не удовлетворяет европейские компании. После скидок, предоставленных «Газпромом» европейским потребителям, немецкая E.ON Ruhrgas попросила его изменить формулу цены на газ и привязать ее к цене спотовых поставщиков.
В противном случае покупатели российского газа намерены закупаться по спотовым ценам у других контрагентов, объем поставок которых неуклонно растет, пишет РБК daily.
Немецкая E.ON Ruhrgas вчера обратилась к «Газпрому» с просьбой привязать все контракты на российский газ к спотовой цене, однако «Газпром» занял жесткую позицию в этом вопросе, сказал начальник управления структурирования контрактов и ценообразования компании «Газпром экспорт» Сергей Комлев.
E.ON получает подавляющую часть газа от «Газпрома» по долгосрочным контрактам, формула цены которых привязана к стоимости нефти и нефтепродуктов. С другой стороны, с середины 2008-го по середину 2010 года спотовые цены на газ в Европе упали на 70%, в то время как «формульные» цены снизились только на 40%.
Из-за экономического спада импортеры газа начали сомневаться в целесообразности привязки цен на газ к ценам на нефть, а их клиенты увеличили закупки на спотовом рынке, предлагающем лучшие цены. По оценкам экспертов, только в 2009 году спотовый рынок газа удвоился — объемы поставок газа по спотовым контрактам начали приближаться к объемам газпромовских продаж в страны ЕС и Турцию (141 млрд куб. м). Поэтому, потеряв во время кризиса часть европейского рынка, «Газпром» частично пересмотрел действовавшую десятилетиями систему ценообразования и начал учитывать цены спотового рынка в контрактах с европейскими клиентами.
Но полный переход на краткосрочные контракты не устраивает «Газпром». Вчера его представители в качестве комментария своей позиции напомнили слова генерального директора ООО «Газпром экспорт» Александра Медведева: «Долгосрочные контракты нефтепродуктовой привязки гарантируют сохранение баланса интересов покупателя и продавца. Привязка цены газа к нефти защитит потребителя от возможных ценовых манипуляций доминирующим поставщиком, поскольку ни один из крупных экспортеров газа в Европу не может влиять на цену нефти и нефтепродуктов».
E.ON Ruhrgas со своей стороны дала такой комментарий своим действиям: «Мы ведем переговоры со всеми поставщиками газа, направленные на то, чтобы привести условия поставок в соответствие с текущей ценовой ситуацией на рынке газа».
По итогам 2010 года «Газпром» недополучил в виде выручки от 1,4 млрд до 2 млрд долл., поскольку около 7% его продаж ушло спотовым поставщикам, подсчитал руководитель аналитического отдела «Алор-Инвест» Дмитрий Лютягин. «По прогнозам «Газпрома», к 2012—2013 году спотовый рынок сравняется с контрактным, поэтому концерн не спешит менять исторически сложившиеся условия привязки цен на газ к нефтепродуктам», — добавил эксперт.
Аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков считает, что нефтепродуктовое ценообразование в последние годы не приносит успеха российской компании, которая уже потеряла долю европейского рынка. «С начала года цена на нефть сильно выросла, а спотовая цена на газ упала», — добавил г-н Крюков. По его мнению, у «Газпрома» при нынешней ориентации цены на газ есть все шансы остаться не у дел. В Европу в будущем может хлынуть газ из стран Азии, Северной Африки и каспийских стран.
Европейские потребители не первый год торгуются с «Газпромом» за более мягкие условия контрактов (они были заключены по принципу «бери или плати», а цены, как правило, привязаны к нефтяным котировкам с отставанием в 6-9 месяцев). Поначалу концерн вообще не соглашался идти на уступки, но в кризис потерял часть потребителей — они ушли к конкурентам, цены которых были ниже. В феврале «Газпром» раскрыл, что согласился продавать в среднем 7% газа в Европу по спотовым ценам (в кризис были значительно ниже контрактных цен «Газпрома»). Но этих уступок клиентам концерна оказалось недостаточно, пишет газета «Ведомости». Доля газа, продаваемого в Европе по спотовым ценам, не превысит 15%, заявил предправления «Газпрома» Алексей Миллер: газ не является классическим биржевым товаром и перспектив таковым стать у него нет. Миллер имел в виду долю спотовых продаж всех поставщиков газа в Европе.
Желание E. On оправданно, ведь спотовые газовые цены больше не будут выше контрактных, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. В декабре спот был дороже: $379,2 за 1000 куб. м в бельгийском порту Зеебрюге против $327 (расчетная цена «Газпрома» для IV квартала 2010 г.). Сейчас ситуация обратная: расчетная цена I квартала 2011 г. осталась на уровне $327 за 1000 куб. м, а в Зеебрюге снизилась до $298,25. «Газпром» откажется от долгосрочных контрактов, уверен Корчемкин, но может увеличить долю спота в расчете цен.