Глава E.ON: "Нетрадиционный газ не заменит Европе поставок из России"
03.02.11 10:24
Йоханнес Тайссен верит в перспективность добычи газа из твердых пород, но убежден, что основу снабжения Европы и впредь будут составлять долгосрочные контракты с "Газпромом". Проблема только в цене на газ.
"Забудьте тезис про то, будто добыча нетрадиционного газа является чисто американским феноменом, - советует Йоханнес Тайссен (Johannes Teyssen), глава крупнейшей немецкой энергетической компании E.ON. - Мы видим добычу нетрадиционного газа и в Австралии, и в Азии. Так почему этого не должно произойти и в Европе?"
Немецкий топ-менеджер уверен: Европа непременно обратится к сланцевому и другим видам нетрадиционного газа, добываемого с помощью новейших технологий из твердых пород: "Наш континент больше других зависит от импорта энергоносителей, а поэтому нам следует радоваться каждому самостоятельно добытому кубометру", - говорит Йоханнес Тайссен.
Он предупреждает, что освоение принципиально новых газовых месторождений станет в Европе процессом достаточно долгим и дорогим, передает Deutsche Welle. Это связано, с одной стороны, с тем, что разведанные залежи находятся довольно глубоко. С другой стороны, в густонаселенной Европе необходимо будет уделить повышенное внимание экологическим аспектам. Однако утверждение, будто технология добычи нетрадиционного газа изначальна настолько экологически вредная, что от нее в принципе следует отказаться, глава компании E.ON считает в корне ошибочным: "Это далеко не так грязно, если все делать правильно".
Потенциальными кандидатами на широкомасштабную добычу нетрадиционного газа он считает такие страны, как Польша, Украина, Румыния и Германия. В перспективе нетрадиционный газ сможет заменить в странах Европейского Союза тот газ, который пока добывается здесь из постепенно истощающихся традиционных месторождений. А в идеале будущие объемы добычи из новых источников даже несколько превзойдут нынешние, полагает немецкий топ-менеджер.
Тем не менее ни о каком самообеспечении не может быть и речи - тут Европа принципиально отличается от Соединенных Штатов. "Это означает, что нам не обойтись без долгосрочных энергетических партнеров. Соответственно, ведущую роль по-прежнему будут играть многолетние контракты на поставки традиционного природного газа. Мы ни в коем случае не собираемся от них отказываться", - подчеркивает глава концерна E.ON, чья дочерняя фирма E.ON Ruhrgas является крупнейшим в Германии импортером российского газа. И, судя по высказываниям Йоханнеса Тайссена, намерена им и остаться.
То, что российский газ, поступающий по трубопроводам в рамках долгосрочных контрактов, стоит обычно дороже, чем газ на спотовом рынке, немецкий топ-менеджер, в принципе, считает нормальным: за надежность и предсказуемость поставок следует, как он выражается, платить страховую премию. И все же разрыв в ценах не должен быть слишком большим. "Очень важно, чтобы все наши поставщики осознали: на мировом газовом рынке возникла новая ценовая реальность, - подчеркивает Тайссен. - Мы заинтересованы в том, чтобы Россия сохранила и даже увеличила свою долю на европейском рынке, однако для этого газ должен предлагаться потребителям по конкурентоспособным ценам".
Эти слова главы концерна E.ON являются недвусмысленным призывом к российскому "Газпрому" проявлять больше гибкости в вопросах ценообразования. Ведь оговоренный в долгосрочных контрактах и привязанный к стоимости нефти механизм формирования цен на газ привел к тому, что за поставки из России европейцам в настоящее время приходится платить намного больше, чем, скажем, за сжиженный газ с Ближнего Востока.