AAR удалось приостановить сделку ВР и «Роснефти»
02.02.11 07:02
Высокий суд Лондона принял решение отложить закрытие сделок между ВР и "Роснефтью" по обмену акциями и созданию СП для работы на арктическом шельфе. Сделки отложены до 25 февраля, когда, как ожидается, точку в судебном разбирательстве между консорциумом AAR ("Альфа-групп" Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) и британской ВР поставит Стокгольмский арбитраж.
AAR обвиняет ВР в нарушении акционерного соглашения, которое обязывает партнеров участвовать в нефтегазовых проектах в России и на Украине прежде всего через ТНК-ВР. Глава российского подразделения ВР Дэвид Питти заявил вчера, что позиция британской компании всегда заключалась в том, чтобы такие вопросы решались в Стокгольме, пишет "Коммерсантъ".
AAR решил заблокировать выплату дивидендов ТНК-ВР за четвертый квартал 2010 года. Акционеры компании должны были получить $1 млрд на следующей неделе, а еще $760 млн — в марте (ВР полагается половина). В AAR свое решение объясняют неопределенными перспективами ТНК-ВР.
Но ВР средства сейчас нужны как никогда, отмечает Виталий Крюков из компании "ИФД-Капиталъ". Вчера компания опубликовала отчет по итогам четвертого квартала. Несмотря на то что чистая прибыль ВР составила $5,6 млрд, год компания закончила с чистым убытком в размере $3,7 млрд. Сейчас ВР ведет активную распродажу активов, чтобы компенсировать последствия весенней аварии и разлива нефти в Мексиканском заливе. ВР уже заключила соглашения по продаже своих активов на $22 млрд.
ВР заинтересована в том, чтобы сделка с "Роснефтью" все-таки состоялась и юридические риски были нивелированы, отмечает Денис Борисов из Банка Москвы. По его мнению, ТНК-ВР могла бы взять на себя часть финансирования и рисков совместных проектов ВР и "Роснефти". Виталий Крюков полагает, что ТНК-ВР может стать миноритарным акционером СП ВР и "Роснефти" по работе в Арктике. Это, поясняет аналитик, позволит компании участвовать в интересном проекте, но при этом не играть в нем ключевую роль, что противоречило бы интересом российских властей.
14 января ВР и «Роснефть» объявили о взаимном обмене акциями стоимостью 7,8 млрд долл., а также о совместном освоении арктического шельфа. Консорциум AAR поначалу заявлял, что приветствует эту сделку и не планирует вступать в новый акционерный конфликт, подобный тому, который произошел в 2008 году. Но по соглашению между ВР и AAR, прежде чем договариваться о новых проектах в России и на Украине, британская компания должна была получить согласие совета директоров ТНК-ВР, чего не было сделано.
BP не против участия ТНК-ВР в совместных с «Роснефтью» проектах, сообщил вчера исполнительный директор британской компании Роберт Дадли. По его словам, компания также не боится судебного разбирательства с акционерами ТНК-ВР. «Меня это мало удивило (иск AAR )... но я полагаю, что данный спор может быть решен по-деловому. Нас вполне устраивает перспектива арбитражного урегулирования», — отметил глава ВР.
«В альянс выбирали компанию по трем опциям: работа на шельфе, кадровый потенциал и современные технологии. В этом контексте ТНК-ВР не рассматривалась в принципе. Более того, нам нужен был партнер с капитализацией свыше 100 млрд долл., поскольку работа в Арктике сопряжена с высочайшей ответственностью», — пояснил РБК daily представитель российской госкомпании.
Через британский суд AAR хотела добиться исполнения двух требований: приостановки всех переговорных процессов между компаниями, а также чтобы «суд принудил ВР действовать в соответствии с акционерным соглашением», говорил РБК daily источник, близкий к ТНК-ВР. Окончательное решение по иску AAR должен вынести Стокгольмский арбитраж. Ожидается, что слушания по ускоренной процедуре пройдут в период с 14 по 25 февраля.
Руководитель Центра политической информации Алексей Мухин не исключает, что конфликт может закончиться тем, что британцам придется выплатить AAR компенсацию, размер которой может достичь свыше 1 млрд долл. «Роснефть» вряд ли будет препятствовать участию в СП ТНК-ВР, и если это состоится, то за счет сокращения доли британской компании. Но пакет ТНК-ВР будет несущественным, поэтому не будет иметь определяющего значения в ходе реализации совместных проектов ВР и госкомпании, полагает управляющий партнер «2К Аудит — Деловые консультации/Morison International» Иван Андриевский.