Политический кризис в Египте взметнул и без того высокие цены на нефть
01.02.11 09:55
Нефть марки Brent в ходе торгов на лондонской площадке ICE Futures превысила психологически важный рубеж в 100 долларов за баррель впервые с 1 октября 2008 года.
Инвесторы опасаются, что региональный кризис может перекинуться на нефтедобывающих гигантов Ближнего Востока, к примеру на Саудовскую Аравию, пишет сегодня "Российская газета". Это опасение подтвердил министр энергетики США, заявив, что нестабильная обстановка в арабских странах способна привести к перебоям в поставках нефти и к росту мировых цен на топливо. Зоной повышенного риска остаются многочисленные нефтепроводы в Египте и ситуация на Суэцком канале - ключевой нефтяной артерии Египта. Через этот крупнейший терминал проходит свыше 30 тысячи торговых кораблей в год, до 3000 из них супертанкеры с 29-30 миллионами тонн нефти. А с 50-х годов прошлого века доставляется почти треть объема нефти и нефтепродуктов в Северную Америку. По региону ЕС данный показатель больше 50 процентов. Обострение ситуации может блокировать эти поставки. Между тем по оценкам западных экспертов, в случае перебоев в работе Суэцкого канала и параллельного нефтетрубопровода СУМЕД, цены на нефть сразу взлетят выше 100 долларов за баррель.
По мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры России Дмитрия Абзалова, поскольку российская нефть на территории ЕС конкурирует с картельной нефтью, поставляемой через Суэцкий канал, то очевидно, что повышение мировой цены нефти до 110 долларов в краткосрочной перспективе выгодно для России. Это позволит не допустить развитие в странах-импортерах нефти альтернативных и нетрадиционных источников энергии. Например, сланцевого газа, который потенциально может серьезно конкурировать с нашими углеводородами. С другой стороны, по его словам, высока вероятность того, что из-за высокой цены на нефть в странах-импортерах нефти снизится производство. Так что для нашей страны идеальна "вилка" долгосрочной цены на нефть - 90 - 100 долларов, делает выводу эксперт. На вопрос "РГ" какую роль с регулировании цен на нефть в данной ситуации может сыграть ОПЕК, Абзалов заметил, что единственный механизм картеля повлиять на ситуацию - увеличить свои квоты. Однако дисциплина организации показывает, что только Саудовская Аравия готова беспрекословно их выполнять. "Если ситуация в Египте ухудшится, или, допустим, перекинется на другие страны, то у картеля будет мало возможностей для маневра. Скажем, если восстания пойдут на Восток в сторону Персидского залива, то это будет серьезным ударом по мировой экономике. Если будет затронут Катар, то это нам на руку. И мы сможем выиграть на экспорте газа. При этом возмещая поставки Катара в Европу их сжиженного природного газа. Если же волна недовольствия пойдет на север - в Африку, то проблемы возникнут у испанских и итальянских компаний, имеющих там свои активы. Однако в целом, такие сценарии маловероятны. И повышение цен на нефть будет носить ситуативный, не долгосрочный характер", - поясняет Абзалов. У исполнительного директора Союза нефтеэкспортеров России Евгения Самойлова свой взгляд на проблему.
"Ситуация в Египте действительно сложная. Сейчас не только западные компании, такие как Shell эвакуируют своих сотрудников из этой страны, но и российские Новотэк и Лукойл. И это, в целом, сильно повлияет на рынок", - говорит он, - Если цена резко пойдет вверх и образуется мировой дефицит по экспорту нефти, то у наших компаний есть дополнительные резервные мощности, чтобы увеличить свои зарубежные поставки. Кстати, в связи с египетскими событиями, многие зарубежные эксперты прогнозируют ускоренную реализацию новых нефте- и газотранзитных проектов, прежде всего на Кавказе, в Средней Азии, Ближнем Востоке, Балканах и Восточном Средиземноморье. Одновременно, по их мнению, повышается роль каспийской и североморской нефти в снабжении развитых государств. А вчера мировые агентства наперебой цитировали американского министра энергетики, который предложил "Америке защищать себя" от подобных египетскому инцидентов и сокращать зависимость от нефти, на которую страна тратит 400 миллиардов долларов в год. Например, снижать объемы используемой нефти путем увеличения объемов биотоплива, в частности этанола, а также создания электромобилей.
Между тем, по оценкам западных экспертов, именно волнения в Египте вызвали обвал на мировых фондовых рынках, а цены на нефть выше 100 долларов за баррель крайне негативно скажутся на экономике огромного числа государств. Заметим, 10-процентное удорожание нефти способно снизить национальные ВВП на 0,25 процента. Пример - падение ведущих основных индексов в конце недели на мировых фондовых площадках, как индикатор того, что цены на акции будут снижаться, а значит снижаться и скорость роста мировой экономики.
Впрочем, по мнению экспертов, для России как поставщика нефти повышение цен выгодно. Главное, чтобы не было резкого отката. Кроме того, с 1 февраля 2011 года в России увеличиваются пошлины на экспортируемую нефть. Если до сих пор они составляли 317,6 долларов за тонну, то с сегодняшнего дня 346,6 долларов за тонну.