Государственная политика в области геологоразведки
06.10.10 15:47
Нефтегазовый сектор играет ключевую роль в экономике страны, в том числе при формировании доходной части бюджета. Доля минерально-сырьевого комплекса продолжает оставаться высокой - более 50%, причем только углеводородное сырье – свыше 40%.
Российский бюджет будет формироваться за счет сырьевых ресурсов как минимум 10-15 лет. И пересматривать ориентиры на сегодняшний день еще рано. Причем НГК – это только «надводная часть айсберга», отрасль помогает развитию производительных сил в смежных отраслях хозяйства. Это обеспечивает положительный социально-экономический эффект, дает развитие территорий и регионов, аккумулирует внутреннее потребление. В деятельность отрасли привлечено около 5% трудоспособного населения страны. Необходимо отметить и геополитический аспект и значение углеводородных ресурсов.
Несмотря на интенсивное освоение месторождений нефти и газа Западной Сибири, недра этой провинции и сегодня содержат более половины прогнозных перспективных ресурсов нефти. Значительные ресурсы сосредоточены в Восточной Сибири и на континентальном шельфе, для которых характерны огромный разрыв между потенциальными ресурсами и разведанными запасами сырья.
В целом степень разведанности начальных суммарных ресурсов углеводородов в России невелика и составляет 35% по нефти и около 37% по газу. Невысокая степень разведанности ресурсов позволяет рассчитывать на открытие новых, в том числе крупных месторождений как в глубоких горизонтах освоенных районов, так и на малоизученных территориях. Так, в 2009 г. было открыто 74 месторождения углеводородов, в 2008-м – 66. Наиболее крупные из новых нефтяные месторождения – им. Савостьянова с запасами нефти около 162 млн т по категории С1/С2, Байкаловское с нефтью С1/С2 около 50 млн т, Масловское с запасами ок. 12 млн т. Все эти открытия связаня с компанией «Роснефть». Отмечу также Южно-Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение с запасами категории С1/С2 около 44 млрд м³.
Прирост запасов сырья в 2009 г. составил не менее 620 млн т нефти и 580 млрд. м³ природного газа. В целом за период 2004-09 гг. показатели деятельности министерства по воспроизводству МСБ характеризовался поступательным развитием по сравнению с предшествующией пятилеткой. Обеспечено расширенное воспроизводство ряда полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа, возросли вложения в воспроизводство МСБ. В текущем году на воспроизводство нефти и газа запланировано ок. 9 млрд. руб. за счет средств федерального бюджета и около 150 мрд. руб. за счет недропользователей. Это больше, чем в прошлом году, но еще недостаточно для полной ликвидации инвестиционного дефицита в этой сфере.
Позитивная динамика в воспроизводстве МСБ была достигнута благодаря принятию в 2005 г. долгосрочной государственной программы изучения недр, дополнительный импульс решению проблем в сфере геологоразведочных работ (ГРР) на нефть и газ был придан утвержденной правительством РФ в этом году стратегией развития геологоразведочной отрасли на период до 2030 г. Эта стратегия содержит комплекс нормативно-правовых мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности геологоразведки, на снятие административных барьеров, научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение геологического изучения недр.
Стратегия предусматривает развитие государственного и предпринимательского секторов геологоразведки. Государственный сектор объединяет три важных блока – это госучреждения, которые занимаются сбором, хранением и обработкой геологических данных; научные институты, ведущие анализ и разработку программ геологического изучения недр по видам полезных ископаемых и провинциям, что является основой для выбора приоритетов ГРР; производственно-сервисные компании, непосредственно выполняющие геологоразведку. Предпринимательский сектор представляет 25 вертикально-интегрированных компаний и 200 добывающих, из них 150 с участием иностранных инвесторов, при этом они занимают более 90% рынка ГРР.
Развитие государственного сектора ГРР предусматривается на основе оптимизации информационного, научного и сервисного блоков. По информационному предполагается совершенствование системы сбора, хранения и оборота геологической информации - в этой части необходимо решить проблемы, связанные с хранением геологических данных по всей территории страны, и перевести всю информацию в цифровой формат. Основная задача по научному блоку заключается в сохранении и развитии имеющихся в стране научных школ – здесь необходимо оказать помощь в переходе на современные технологии и методы моделирования геологических процессов и месторождений полезных ископаемых. В производственном сегменте мы планируем акционирование всех сервисных компаний с их последующей консолидацией в акционерную компанию со 100%-м участием государства, которая сейчас ориентировочно называется «Росгеология». Таким образом, на рынке геологических услуг будет создана крупная отечественная компания, способная конкурировать с зарубежными. Для развития предпринимательского сектора решающее значение имеет повышение инвестиционной привлекательности участков недр, особенно при изучении и освоении новых нефтегазовых районов Восточной Сибири и континентального шельфа.
В 2008 г. были приняты поправки в законодательство о недрах, которые сформировали пакет правил работы для всех в российском минерально-сырьевом секторе и иных стратегических отраслях. Установление этих «правил игры» для инвесторов при соблюдении стратегических интересов России имело заметное влияние на инвестиционный климат страны в плане привлечения денег в геологоразведку. В частности, были сформированы правила доступ инввесторов к участкам недр федерального значения. Для повышения инвестиционной привлекательности геологоразведки подготовлены предложения - например, по методике расчета премии инвесторам с учетом коммерческой стоимости запасов, в случае изъятия открытого инвестором месторождения федерального значения. Мы предполагаем изменить механизм компенсации инвесторам – дать им возможность выбора либо компенсации фактических затрат плюс премия за риск (50-100% от понесенных расходов), либо выплату 50-100% аукционной цены от продажи открытого месторождения. Кроме того, предполагается законодательно закрепить возможность корректировки границ лицензионных участков как по глубине, так и по площади освоения, если в процессе освоения недропользователь получает дополнительные данные, свидетельствующие о необходимости расширения лицензионного участка. Соответствующие поправки в Закон о недрах внесены Правительством летом этого года, законопроект одобрен на заседании правительственной комиссии. Надеемся, что данные поправки попадут в Госдуму осенью этого года.
Отдельно хотелось бы остановиться на мерах экономического стимулирования геологоразведки, предусмотренных стратегией. Часть этих мер планируется, часть в работе, часть инициатив уже реализована. В частности, в сфере налогообложения в этом году установлена нулевая процентная ставка на участках недр, расположенных на континентальном шельфе Северного полярного круга, в Азовском и Каспийском морях. Также внесен в Госдуму проект внесения изменений в Налоговый кодекс (нулевой налог на добычу полезных ископаемых в Черном и Азовском морях). Ряд инициатив, которые сейчас рассматриваются на уровне министерства, касаются месторождений с небольшими запасами, где также планируется дифференциация НДПИ. До конца года планируем внести наши предложения на правительственную комиссию и весной следующего года в Госдуму. Тем самым мы простимулируем в том числе и работу малых компаний.
Кроме того, разрабатываются меры стимулирования, например – отмена пошлин на геологоразведочное оборудование, не имеющего отечественных аналогов, вычет затрат на геологоразведку из НДПИ и др. Мы расчитываем, что геологоразведочная деятельность в новых регионах будет серьезно простимулирвоана. Предполагаем также расширить участие субъектов РФ в софинансировании разведки на своих территориях, такой законопроект сейчас обсуждается в Минфине.
Еще одним важным направлением совершенствования законодательства о недропользовании на шельфе является закрепление понятия геологического изучения недр как самостоятельного вида недропользования. Сейчас поисквые лицензии на шельфе не выдаются - поисковая деятельность может вестись только в рамках лицензии, выданной в том числе на разведку и добычу, и только госкомпаниями. Без активной поисковой деятельности подтвердить и реализовать потенциал шельфа невозможно, сил у госкомпаний для этого недостаточно – стоимость только одной поисковой скважины на шельфе начинается от $100 млн., при этом не каждая скважина оказывается успешной.
Предложенные госкомпаниями до 2020 г. мероприятия касаются поисковых работ только на 42 участках, чего явно недостаточно. Необходимо помочь нашим госкомпаниям снизить риски работ на шельфе, лицензия для работ на шельфе должна быть предоставлена всем заинтересованным лицам, включая иностранцев.
Мерой стимулирования должна являться государственная гарантия того, что лицу, открывшему месторождение, будет обеспечена либо неконтрольная доля участия в освоении этого месторождения, либо справедливая компенсация затрат. В противном случе задача по изучению шельфа будет целиком возложена на государство, что потребует кратного увеличения финансирования расходов на геологоразведку.
Для активизации работ на шельфе, создания на нем новых центров нефтегазодобычи, формирования инфраструктуры назрела необходимость изменения законодательства, прежде всего изменения перечня лиц, имеющих возможность работы на шельфе – путем изменения требований, предъявляемых к потенциальным недропользователям. По нашему мнению, целесообразно установить, что пользователями недр на шельфе, помимо госкомпаний, могут являться их дочерние общества и привлекаемые ими иностранные партнеры с долей участия до 50%. Кроме того, необходимо дополнить состав участников за счет компаний, контролируемых государством и имеющих опыт работы на шельфе иностранных государств. Необходимые изменения министерством подготовлены, согласованы со всеми заинтересованными органами власти и отправлены в Правительство. С нашей точки зрения, предлагаемый подход позволит привлекать необходимые финансовые средства и технология для изучения и освоения шельфа, а с другой стороны, сохранить государственный контроль за реализацией этого проекта.
Важным моментом, предусмотренным стратегией, является совершенствование системы обработки геологической информации. Мы предусматриваем комплекс мер в этом отношении по всей цепочке оборота геоинформации – например, внесение изменений в закон о недрах в части обязательного предоставления недропользователем всей полученной геологической информации государству, которе, в свою очередь, вправе раскрыть ее любому лицу после истечения периода конфиденциальности (для вторичной информации этот период составляет пять лет).
Предусматривается выделение дополнительных средств для организации системы хранения геоинформации, оптимизация действующей нормативной базы. Принят закон об отмене платы за геоинформацию, он вступит в силу с января 2011 г., ведется работа по упрощению доступа к секретной геологической информации.
Сергей Донской, зам. министра природных ресурсов и экологии
По материалам доклада на Тюменском международном инновационном форуме-выставке «НефтьГазТЭК», сентябрь 2010 г.
Фото О.Никитина, EnergyLand.info
Ссылки по теме:
Как стимулировать нефтедобычу?
Эффективность разработки нефтяных месторождений
Термогазовое воздействие и месторождения Сибири