Ремонт теплотрасс за счет уволенных атомщиков – ноу-хау Томской области
30.06.10 16:52
Реформа атомной энергетики для закрытого города Северск Томской области может обернуться социальным взрывом. Градообразующее предприятие – Сибирский химический комбинат за 2 года должен избавиться от наследия ядерных военных программ, законсервировать 50% площадей, передать администрации города непрофильные активы – и самое главное – вдвое сократить персонал.
В ближайшее время с комбината будут уволены несколько тысяч человек. Причем, не в первый раз. Массовые увольнения на комбинате уже были. 2,5 тысячи человек сокращены после остановки реакторов в 2008 и 2009 годах. Количество тех, кого собираются уволить с комбината, в 12 раз превышает объем вакансий на северском рынке труда.
В ближайшие два года собираются сократить 6-7 тысяч человек из 12 тысяч работников. Всем им придется искать работу, которой в закрытом городе нет. Самые распространенные вакансии северского центра занятости - рабочие и воспитатели детсадов. Но, как говорит директор ОГУ центр занятости, ЗАТО «Северск» Лариса Попова, уже сейчас на рынке труда есть напряженность, на каждую вакансию претендуют 3-4 человека, такое в последний раз было в 1998 году.
Сокращения работников СХК почти наполовину требует компания «ТВЭЛ», в которую СХК вошел согласно программе реформирования атомной отрасли. (Для справки: градообразующее предприятие ЗАТО Северск ОАО «Сибирский химический комбинат» является предприятием Государственной корпорации «Росатом». Основу ОАО «СХК» составляют семь заводов, ТЭЦ, ряд вспомогательных подразделений, и одно из основных направлений работы СХК сегодня – обеспечение потребностей атомных электростанций в уране для ядерного топлива, производство тепловой и электрической энергии).
В настоящее время ОАО «СХК» входит в Топливную компанию «ТВЭЛ», это часть корпорации «Атомэнергопром». Основная деятельность компании «ТВЭЛ» - разработка, производство и реализация, включая экспорт, ядерного топлива, сопутствующей ядерной и не ядерной продукции. "ТВЭЛ" имеет 104 реактора в 17-ти странах мира и нацелен на глобальный рынок. Целью создания Топливной компании является выстраивание оптимальной структуры управления предприятиями ядерно-топливного цикла для повышения эффективности работы и конкурентоспособности на глобальном рынке. На первом этапе Топливная компания планирует объединить предприятия по производству газовых центрифуг, разделительно-сублиматные заводы и заводы по фабрикации топлива.
"Сейчас на СХК ведется процесс повышения эффективности работы предприятия, чтобы работать наравне с мировыми конкурентами, чтобы не потерять свои доли на рынке. На международный рынок у СХК приходится 60% выручки. Предприятие должно отвечать мировым требованиям. Когда оно обременено социальными службами, коммунальными, это делать сложно" – объясняет Иван Дыбов глава пресс-службы ТК «ТВЭЛ». Хотя в самом «ТВЭЛе» ни о каком сокращении на СХК пока не говорят. По словам Ивана Дыбова, «речь не идет о сокращениях, люди перейдут на предприятия, которые учреждает СХК. Это стопроцентные предприятия общества, дочерние структуры, и им гарантирован полностью заказ СХК и, кроме заказа, они могут работать на рынке, получать другие заказы. У нас есть такие примеры в других городах, и мы рассчитываем, что в Северске будет то же самое». Но далеко не все работники СХК верят в то, что для них найдется работа в дочках СХК.
Кроме излишка работников, Сибирский химический комбинат должен избавиться еще и от социальной нагрузки. Это несколько спортивных объектов, дом культуры и ледовый дворец. Их передадут на содержание администрации города. Стоит это 90 млн рублей в год. В то, что такие деньги городской бюджет найдет, сомневаются даже депутаты Томска. На единственный в Томской области ледовый дворец, который до сих пор содержал СХК, в год нужно 37 млн рублей. Решение о том, кто будет содержать Ледовый дворец, теперь должна принять северская дума на заседании в июле. ТВЭЛ при этом обещает посодействовать и подключить свои благотворительные программы.
Помимо этого, городской администрации Северска предстоит принять на себя еще и тепловые сети. Больше 200 километров изношенных труб. Им даже цену назвать не могут - чиновники только собираются подсчитать, во что выльется ремонт. Известно лишь, что эти сети требуют больших вложений. Так что основную долю финансирования по ремонту теплосетей придется возложить на население. Об этом уже заявил Игорь Волков, глава Администрации ЗАТО «Северск». Получается, что эту часть оптимизации «Росатома» оплатят жители закрытого города. Платить придется и впоследствии — если построят АЭС, об этом предупреждают экологи. Томские областные власти строительство АЭС представляют как единственный способ сгладить социальный негатив из-за реорганизации комбината.
Поэтому томские власти лоббируют скорейшее начало строительства АЭС. Правда, пока безуспешно. Правительство уже одобрило план Минэнерго РФ по размещению объектов энергетики в России. Там, в частности, прописано, где и когда будут строить атомные электростанции. Строительства Северской АЭС в 2011 году в этом документе уже точно не запланировано. Это значит, что просьба томского губернатор Виктора Кресса к премьеру России Владимиру Путину не была услышана.
Высокая цена АЭС — почти в шесть раз больше томского областного бюджета — себя не оправдает, утверждает сибирский эколог Алексей Торопов. А между тем, атомная энергия — это на самом деле дорого, — считает Торопов. «Сейчас никто не считает реальную стоимость топлива и плату за то, чтобы потом использованное топливо утилизировать. Единственное место в России, куда свозят отработанное топливо — это Железногорск Красноярского края. Но пока Минатом договаривается с Железногорском, и там не берут полную стоимость утилизации, реальная рыночная цена которой достаточно высока. К тому же, по словам сибирских экологов, очень дорого стоит вывод АЭС из эксплуатации, что тоже надо закладывать в цену и тариф. Если будет рынок, цена атомной энергии вырастет раз в десять по сравнению с нынешней. Алексей Торопов, эколог уверен: «как только атомная энергетика заработает на рыночных принципах, сразу же ее цена возрастет кратно, до сих пор недооценивают все факторы строительства, а хотят на самом деле одного — освоения госинвестиций, которые не надо возвращать, никогда эти инвестиции не вернутся в госбюджет» - говорит Торопов.
Несмотря на одобренный план Минэнерго, он не верит, что АЭС в Северске вообще построят. У него есть серьезные противники в Москве.
Вот мнение бывшего замминистра атомной энергетики Булата Нигматулина из публикации в журнале «Атомная стратегия»: «Северскую АЭС предполагают строить в 100км от места добычи качественного энергетического угля Кузбасса. Там имеется хорошая железнодорожная транспортная инфраструктура. Обращаю внимание, что и на Урале, и в Сибири АЭС не конкурентоспособны по сравнению с ТЭС (на угле и попутном газе) и ГЭС». Впрочем, другого плана спасения Северска ни у городской власти, ни у областной нет. Если только что-нибудь не придумают питерцы. Институту «Энко» в Санкт-Петербурге Томская областная власть совместо с северской администрацией заказала разработать стратегию развития ЗАТО «Северск».
А пока - город замер в ожидании.
Мария АРЦИШЕВСКАЯ, Томск