Аналитика - Актуальный вопрос

РОСНО попало. Страховая выплата по Саяно-Шушенской ГЭС – рекордная сумма в истории российского страхования


09.09.09 16:03
РОСНО попало. Страховая выплата Саяно-Шушенской ГЭС – рекордная сумма в истории российского страхования Компания «РусГидро» с момента своего создания ежегодно страхует свое имущество. Саяно-Шушенская ГЭС была застрахована в «РОСНО» на $ 200 млн. - сумму в 4 раза перекрывающую классический лимит. О страховой ситуации после трагической аварии и катастрофических убытках, которые не покроет ни одна страховка, читателям EnergyLand.info рассказывает Сергей Теребулин, начальник департамента корпоративных финансов “РусГидро”.

- Какова ситуация с выплатой страховки в связи с аварийным случаем на Саяно-Шушенской ГЭС?

- 7 сентября мы приехали на ГЭС с финансовым директором «РусГидро» Сергеем Юшиным и представителями компании «РОСНО», которая страховала имущество станции. В делегации были генеральный директор, его заместитель и два инженера компании “Альянс АГ” – акционера компании «РОСНО». Цель визита  страховщиков -  увидеть своими глазами масштабы и последствия  аварии.

- Можно ли сказать, что наступил страховой случай?

- По всем признакам – да. Хотя механика признания страхового случая достаточно длительная, требует предоставления большого объема документации. Также обязательно должно быть официальное решение госкомиссии о причинах аварии. Только после ее окончательного решения формально и юридически случай признается страховым.

- Означает ли это, что в договоре с «РОСНО» четко не прописана произошедшая аварийная ситуация?

- Она прописана, потому что существующий договор – страхования имущества “от всех рисков”. Набор исключений короткий: радиация, военные действия, мятежи. Это стандартно не страхуемые случаи. Поэтому сейчас проходит процедура нормального страхового регулирования.

- Сергей, значит ли это, что никаких споров со страховщиком не возникло?

- Пока нет. Более того, пока рано говорить о страховых выплатах, так как мы еще не подали документы на выплату страховых авансов. Ведь в договоре предусмотрено, что даже до признания случая страховым, страховая компания обязана выплатить аванс, который выдается согласно графику ремонтно-восстановительных работ. Этот график должен появиться в сентябре. Он и ляжет в основу потока страховых платежей, о которых мы – компания «РусГидро» – будем просить «РОСНО».

- То есть страховая компания даже не начала выплаты?

- По имуществу - нет. Они начали выплачивать деньги пострадавшим работникам станции по договору о страховании от несчастных случаев. По имуществу выплаты начнутся после того, как будет готов план-график восстановительных работ, и мы предоставим его страховщику.
Понимаете, план-график восстановительных работ, это “роспись” того,  когда и сколько денег нам надо на производимые работы, на закупку требуемых материалов и оборудования. Страхование – это не получение прибыли, а компенсация расходов. План график показывает, как расходы распределены во времени. Поэтому именно он будет лежать в основе заявления на выплату страховки.

- Скажите, какова сумма страховки для такого страхового случая?

- Как и в любом договоре страхования, установлен лимит выплаты на один страховой случай. Применительно к нашему договору -  это $ 200 млн. то есть порядка 6 млрд. руб. Эта та сумма, которую мы и будем просить к выплате.

- Можно ли говорить, что за счет этой страховой суммы «РусГидро» покроет весь ущерб?

- Конечно, нет, потому что ущерб больше, чем $200 млн. По практике работы страхового рынка такого рода убытки, которые называются “катастрофические убытки”, то есть очень большие – несколько сот миллионов долларов. Обычно на страхование такие объекты не принимаются, потому что всей емкости перестраховочного рынка всего мира не хватает, чтобы покрыть объект такого масштаба. Для России и для такого рода объектов предельно максимальные страховые емкости - $2 млрд. на один случай. И стоимость страхования настолько велика, что оно становится бессмысленным, так как вероятность таких катастрофических событий  –  реже, чем один раз в 10 или 100 тысяч лет. Это может быть больше, чем срок жизни объекта.

- Сергей, расскажите подробнее о механизме страхования СШ ГЭС.

- Если углубиться в детали работы по такому страхованию (не важно, какой крупный объект застрахован), - нанимается независимая инженерная компания, так называемый “сюрвейер”, на объект приезжают профессиональные инженеры, осматривают его состояние, изучают специфику работы и расписывают вероятностные сценарии ущерба, возможный объем повреждений и вероятность наступления того или иного страхового события. В отношении Саяно-Шушенской ГЭС, как и других наших объектов, такого уровня исследование было проведено в 2008 году, то есть, оно свежее. Его делал более, чем квалифицированный инженер  –  человек, который в свое время отвечал за безопасность гидротехнических сооружений в Ростехнадзоре.
Так вот, для Саяно-Шушенской ГЭС так называемая “ожидаемая величина ущерба” по сюрвиверскому отчету составляет $50 млн. Такого рода катастрофическое событие не может прийти в голову ни одному нормальному инженеру. Его никто не мог представить даже в кошмарном сне. Поэтому страховой лимит, который у нас имеется - $ 200 млн. – вчетверо больше того, какой мы должны были установить “по книжной классике”. У нас таким завышенным лимитом с лихвой покрыты возможные ошибки “сюрвейера”, и возможные рисковые события, имеющие меньшую вероятность. Страховать их не рекомендуется, тем не менее, мы это сделали.

- То есть «РОСНО» стоит перед фактом выплаты рекордной суммы в истории российского страхования?

- Да, это правда. Насколько я знаю, за всё время российского страхования, $ 200 млн. никогда не выплачивалось.

- Может ли получиться, что «РОСНО», основываясь на отчете сюрвейера, снизит страховой лимит до суммы его оценки – $ 50 млн.?

- Нет, такого быть не может, потому что сюрвейерский отчет - это некоторое экспертное заключение, на котором основываются стороны страхования. Но когда договор прописан и подписан, а  в нашем случае в нем стоит сумма выплаты $200 млн., уже  не предусматриваются какие-либо изъятия.

- Возможно ли, что период выплаты будет растянут, например, на 10 лет?

- В договоре написано, что возмещение происходит в строгом соответствии с планом-графиком восстановительных работ. Соответственно, как только там будет набираться нарастающим итогом 200 млн. долл., именно по этому временному графику и будут производиться выплаты.

- «РОСНО»  обозначило  свою позицию?

- С «РОСНО» у нас происходит достаточно дружелюбный и профессиональный диалог. Компания понимает масштабы бедствия, и ее руководители своими глазами всё увидели. Признание или не признание аварии страховым случаем  –  процесс юридический, это не вопрос занятия той или иной позиции, а вопрос выяснения причин аварии, сбора необходимого комплекта документов, заключения комиссии и создания сметы объема восстановительных работ, составления графика выплат и, соответственно, страхового регулирования.

- Когда  будут произведены первые страховые выплаты?

- Как я сказал, мы рассчитываем, они будут произведены когда мы начнем осуществлять затраты по плану – графику восстановительных работ. С этого момента и должны пойти страховые выплаты.

- Перестрахованы ли риски?

- Эти риски перестрахованы. Более того, по условиям договора,  «РОСНО» должно было показать копии договоров перестрахования, что они и сделали. Это достаточно качественная перестраховочная защита. В договоре есть мировые лидеры перестраховочного рынка. Поэтому я не могу сомневаться в качестве перестраховочной защиты, хотя,  в большей степени, это вопрос к самому страховщику  –  к «РОСНО». Потому что юридические отношения у «РусГидро» есть только с ним. Но качество перестраховочной защиты, на котором мы настаивали и которое увидели, вполне адекватно.

- Какова величина страховых взносов, которые выплачивало «РусГидро» страховщику?

- Страховые взносы «РусГидро», как и в любом договоре страхования имущества, выплачиваются ежегодно. Я не могу назвать точную величину страховой премии, так как это коммерческая тайна наших отношений с «РОСНО». Но могу сказать, что это достаточно небольшая величина  –  меньше 0,5% от стоимости всего застрахованного имущества «РусГидро», потому что Саяно-Шушенская ГЭС  –  это филиал. У «РусГидро» с «РОСНО» единый договор, который покрывает все наши объемы. Этот договор страхования распространяется и на другие гидросооружения «Русгидро» по всей стране.


Подготовил Андрей Григорьев, EnergyLand.info







О проекте Размещение рекламы на портале Баннеры и логотипы "Energyland.info"
Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика