Энергетический вопрос Болгарии
05.09.09 16:24
На первый взгляд, правительство премьер-министра Бойко Борисова смягчило свою позицию по так называемым энергетическим проектам России.
Накануне и сразу после выборов, которые привели Борисова к власти, он и люди из его окружения открыто выражали глубокую подозрительность по поводу крупных энергетических проектов с участием России, в которые предыдущие правительства вовлекли Болгарию, пишет болгарское издание "Sofia Echo" (перевод публикует inosmi.ru).
Тревогу вызывают, прежде всего, неясность с долгосрочными издержками этих проектов, источники их финансирования и атмосфера секретности, которой прежние правительства окружали эти контракты, а также предполагаемый потенциал экологического бедствия, в результате которого важнейший болгарский порт может захлебнуться нефтью.
Связанная с этим неопределенность по поводу строительства атомной электростанции "Белене", проектов трубопроводов "Южный поток" и Бургас-Александруполис подтолкнули президента Болгарии Георгия Пырванова - последнего значимого болгарского политика, представляющего промосковскую школу - к тому, чтобы выступить с открытым призывом не отказываться от российских проектов.
Премьер-министр России Владимир Путин, чья страна считает залогом своего будущего экономического и политического веса дальнейшее расширение энергетического влияния, настаивает, помимо прочего, чтобы все эти проекты в полной мере соответствуют интересам Болгарии, и что Москва продолжит заявленную политику в отношении Софии, целью которой является превращение Болгарии в ключевого энергетического игрока на Балканах и в Европе.
Если целью Путина, который встретился с Борисовым в Польше, было четко заявить свою позицию и столь же четко заявить, что Москва хочет получить ответ как можно скорее, то он своего добился. По крайней мере, Борисов не стал говорить, что ответом на какой-либо из вопросов скорее всего будет "нет".
Однако со стороны Борисова было бы благоразумно по мере изучения контрактов и их потенциальных последствий прислушиваться не только к словам российских экспертов, которых Путин охотно отправляет в Софию, но и к другим голосам - из западных стран, причем это даже не обязательно означает Соединенные Штаты, которые многими воспринимаются как движущая сила, стоящая за "Набукко", проектом-соперником "Южного потока".
Несмотря на то, что Путин в завуалированной форме угрожает просто выбрать другого партнера в случае выхода Болгарии из проектов, со стороны Борисова было бы правильно помнить о том, что Москва просчитала все выгоды и издержки прежде, чем принять решение по маршрутам, и, несмотря на все слова Путина, планы вряд ли основаны на альтруизме России.
Прежде всего, Борисов и его ближайшие советники должны будут серьезно задуматься о том, как решения оценят будущие поколения; приведут ли они к созданию мощных стратегических активов или гигантским долгам.