Турция разминает свои геополитические мускулы
12.08.09 07:24
Турция усиливает геополитическое влияние в европейской энергетической сфере, заключив сделку о строительстве газопровода Nabucco и дав согласие России на использование своих территориальных вод для прокладки конкурирующего с Nabucco российского газопровода "Южный поток".
Когда строительство "Южного потока" стоимостью 8,6 миллиарда евро в конце 2015 года будет завершено, по нему планируется перекачивать до 63 миллиардов кубометров российского газа в год с черноморского побережья России через Болгарию, Грецию и Сербию в Италию и Австрию.
"Южный поток" это совместный проект "Газпрома" и компании Eni. Он является ключевым элементом российской стратегии прокладки трубопроводов в обход неспокойных стран-транзитеров, таких как Украина, с которой Москва почти непрерывно ведет спор из-за поставок энергоресурсов, пишет британское издание "Business New Europe". Цель проекта - поставка российского газа в Европу по альтернативным маршрутам. Второй важнейшей составляющей данной стратегии является запланированный к прокладке по дну Балтийского моря газопровод "Северный поток", по которому в Германию будет поставляться до 55 миллиардов кубометров российского газа ежегодно. Два трубопроводных маршрута, если смотреть на них по карте, напоминают двойной охват. Именно поэтому Евросоюз настойчиво пытается сдвинуть с мертвой точки весьма перспективный проект строительства газопровода Nabucco стоимостью 7,9 миллиарда евро, благодаря которому Европе удастся выскользнуть из энергетической удавки российского газового экспорта. По трубе Nabucco можно будет импортировать до 31 миллиарда кубометров газа в год из каспийского региона и с Ближнего Востока, не пересекая при этом российскую территорию.
Турция является ключевым членом консорциума по строительству Nabucco, поскольку ей предстоит проложить по своей территории основную часть 3300-километрового газопровода, который пройдет также по Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. Она утверждает, что два газопровода не конкурируют между собой, а совместно обеспечат диверсификацию поставок в Европу. Соглашение между пятеркой стран-транзитеров, участвующих в проекте Nabucco, было подписано в Анкаре 13 июля. Однако западные политики и аналитики (и, безусловно, сами россияне) придерживаются иного мнения. "Анкара считает, что рост спроса на энергоресурсы в Европе поможет примирить два проекта. Но она игнорирует существующую между ними конкуренцию за рынки потребления. Более того, турецкая сторона не принимает во внимание те проблемы, с которыми сталкивается Россия в вопросе инвестирования средств в свою газовую отрасль внутри страны. Она исходит из предположения о том, что "у России огромные запасы", и в то же время не осознает, что Москва также планирует воспользоваться газовыми ресурсами поставщиков из Центральной Азии и региона Каспия - то есть, тех самых стран, у которых планируется приобретать газ для трубопровода Nabucco", - говорит Сабан Кардас (Saban Kardas) с кафедры политологии Университета Юты.
Но для Турции еще важнее было заставить Россию присоединиться к проекту строительства нефтепровода Самсун-Джейхан, который будут прокладывать итальянская Eni и турецкая Calik Holding. Трубопровод этот свяжет турецкий черноморский город Самсун со средиземноморским нефтяным терминалом в Джейхане, обойдя стороной перегруженный Босфорский пролив. Турция считает, что получить российскую нефть для этого трубопровода крайне важно, чтобы превратить Джейхан, где заканчивается другой, построенный ВР нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, в региональный узел нефтяных коммуникаций. Но пока Москва особого желания на сей счет не проявляет, продвигая другой нефтепроводный проект в обход Босфора. Речь идет о трубопроводе Бургас-Александруполис, который планируется проложить между Болгарией и Грецией.
Руководитель компании Eni Паоло Скарони (Paolo Scaroni) заявил репортерам в Анкаре, что участие России в поставках нефти для турецкого трубопровода представляет собой "важную возможность". Но принимая во внимание заявления Путина в Анкаре по поводу значимости трубопровода Бургас-Александруполис, а также учитывая то, что российским компаниям принадлежит основная часть акций данного трубопровода, аналитики сомневаются в том, что участие Москвы в проекте Самсун-Джейхан будет более чем чисто символическим.
Турция также добилась продления на 20 лет своего контракта на закупку российского газа, срок действия которого заканчивается в 2011 году. Турция занимает третье место после Германии и Италии по объему закупок российского газа. По данным "Газпрома", она покупает 24,5 миллиарда кубометров в год. Турция жалуется на то, что за этот газ ей приходится дорого платить. Путин заявил, что контракт был продлен на выгодных для Турции условиях, хотя детали пока не ясны.
Но есть одно направление энергетического сотрудничества двух стран, где пока остаются нерешенные проблемы. Речь идет о запланированной к сооружению на восточном средиземноморском побережье Турции в местечке Аккую атомной электростанции. Российский "Атомстройэкспорт" вместе со своими партнерами "Интер РАО ЕЭС" и турецкой компанией Park Teknik почти год назад выиграли тендер на строительство. Тендер вызвал серьезные споры, поскольку консорциум "Атомстройэкспорта" оказался в итоге единственным, кто проигнорировал усиливающийся экономический кризис и представил свое предложение. Однако выдвинутая консорциумом цена за электричество в размере 0,21 евро за киловатт-час вызвала оцепенение у средств массовой информации, поскольку частные энергетические компании продают электроэнергию на переживающем медленную либерализацию турецком энергетическом рынке по цене всего 0,04-0,14 евро за киловатт-час. Министр энергетики Турции Танер Йылдыз (Taner Yildiz) заявил 14 июля на канале CNN Turk, что Анкара в настоящее время анализирует пересмотренное предложение "Атомстройэкспорта". В нем предлагается снизить цену электроэнергии, которая будет вырабатываться на запланированной к строительству АЭС, на 27 процентов до 0,1535 доллара за киловатт-час. По его словам, правительство примет свое решение в течение двух предстоящих месяцев.