Президент РФ встретился с руководителями российских и зарубежных энергокомпаний
06.06.09 13:42
Дмитрий Медведев предложил создать систему современного энергетического регулирования, подчеркнув, что консолидированная позиция ведущих энергокомпаний мира необходима как для обеспечения глобальной энергетической безопасности, так и для решения проблем разведки, разработки и добычи энергоносителей.
"Есть уважаемая всеми нами Энергетическая хартия. И участником этой
Энергетической хартии является ряд государств, включая Украину. Эта
Энергетическая хартия помогла в ходе известного газового конфликта в
начале этого года? Нисколько. Процедуры, которые в этой хартии
заложены, не работали, стимулы, которые в ней заложены, не работали,
договор к Энергетической хартии не применялся. Это означает, что мы
должны получить какие-то другие правовые основы для того, чтобы такого
рода конфликты сглаживать", - заявил российский президент.
По его словам, реагировать на такого рода конфликты можно только сообща, путём согласования и принятия общих правил, которые отражают точку зрения всех участников энергетического процесса. "Я имею в виду, кстати, не только вопросы, связанные с транспортировкой газа и нефти, я имею в виду энергетику в самом широком смысле этого слова: и ядерную энергетику, и электроэнергетику, и будущие энергетики – новые «зелёные» технологии, нетрадиционные виды энергии", - уточнил Дмитрий Медведев.
Главный исполнительный директор «Шелл» Йерун ван дер Вир сказал, что России потребуется сделать существенные инвестиции, чтобы оставаться ведущим производителем энергрресурсов. "Это связано с существующими месторождениями, которые потихонечку исчерпываются, и нам необходимо искать новые районы, новые регионы – Ямал и Восточная Сибирь, – необходимо создание крупнейшей инфраструктуры". Если в Сибири использовать нынешнюю систему налогообложения и экспортной пошлины, то цена может достигнуть 80 долларов за баррель. Но если внести существенные изменения в акцизы, в стоимость добычи, чтобы отразить реальную стоимость проектов, то это может сэкономить 40 или 45 долларов. И есть опасность, что страны будут достаточно осторожно подходить к этому процессу, предупредил Йерун ван дер Вир.
Исполнительный вице-президент, главный исполнительный директор «Газ де Франс СУЭЗ» Жан-Франсуа Сирелли сделал два кратких замечания. "Мы заинтересованы в стабилизации ситуации между поставщиками и транзитёрами. В частности, отношения между Россией и Украиной очень важны для нас. Здесь необходим поиск глобальных решений. И должен отметить, что мы на нашем уровне готовы содействовать решению этого вопроса в работе с европейскими компаниями, в поиске этого решения", - сказал он. "В настоящий момент мы обсуждаем с нашими друзьями из «Газпрома» участие в проекте «Северный поток». Мы надеемся, что это будет плюсом для всей Европы. Мы готовы участвовать в этом проекте. И сейчас в настоящий момент мы обсуждаем с нашими друзьями условия. Мы придаём большое значение участию в этом проекте и видим в этом большие преимущества", - заявил Жан-Франсуа Сирелли.
Генеральный управляющий "Эни" Паоло Скарони снова поставил вопрос о безопасности поставок в Европу. "Мы, как Вы знаете, все активно участвуем в «Южном потоке» как новом маршруте поставок газа в Европу. Но это произойдёт после 2013–2014 года. На это уйдёт около пяти лет. Каким образом мы можем содействовать тому, чтобы избежать появления таких проблем, с которыми мы сталкивались прошлой зимой, в том, что касается безопасности поставок газа в Европу, в частности, по украинскому трубопроводу? Мы будем, естественно, готовы внести наш вклад, сделать всё, что необходимо, потому что наш бизнес по продаже газа будет поставлен под угрозу, люди озабочены безопасностью энергопоставок и ищут другие источники".
Сначала Дмитрий Медведев ответил на вопрос о фискальных мерах, связанный с текущей ситуацией, с поддержкой энергетических компаний, «длинными» и дорогими проектами. "Знаете, сейчас это вопрос выбора для государства. С одной стороны, сейчас практически все государства боятся заниматься уменьшением налогов, наоборот, скорее, склонны рассматривать вопрос об увеличении тех или иных платежей, включая платежи за полезные ископаемые, таможенные пошлины, некоторые виды налогов, потому что боятся, что развалится их налоговая база. Это на самом деле реальный риск, потому что, если говорить, скажем, о нашей ситуации, о ситуации в России, у нас всё-таки налогооблагаемая база сжимается. Это, к сожалению, медицинский факт", - сказал президент РФ.
По его словам, есть опасность загнать бизнес в угол. И если будут приниматься решения, которые будут означать увеличение налогов (а в какой-то ситуации просто их неснижение, которое будет равнозначно увеличению по крупным проектам, по каким-то абсолютно эксклюзивным темам), то мы можно просто заморозить развитие бизнеса на десятилетие вперёд. И это самый трудный баланс и самое трудное дело для государства – определиться точечно, как всё-таки поступить.
Затем Дмитрий Медведев затронул "украинскую" тему.
"Я в перерывах между нашими пленарными заседаниями посмотрел новости. Наши украинские партнёры обиделись на то, что Россия упрекает их в неплатёжеспособности, нежелании оплачивать газ. Какие могут быть обиды? Пусть деньги платят, и всё будет нормально, и обижаться тут не на что. Если заплатят, значит, платёжеспособны, а если не заплатят, значит, неплатёжеспособны. И обижаться здесь нужно только на самих себя и на экономическую конъюнктуру, а также искать возможности для того, чтобы получить деньги, стучаться во все финансовые структуры для того, чтобы исполнить свои обязанности. Мне кажется, это совершенно очевидная вещь".