Настоящий глава «Газпрома» - покажитесь, пожалуйста!
29.01.09 08:30
Репутационные потери «Газпрома», скорее всего, отразятся на котировках его акций и кредитном рейтинге. Кроме того, газовый конфликт стал настоящей катастрофой для России во внешнеполитическом плане.
Страны наконец заключили «нормальное» долгосрочное соглашение по газовым вопросам. Цены на «голубое топливо» и тарифы за транзит теперь привязаны к рыночным механизмам, и основаны на четких принципах. Устранены элементы произвола и сомнительные посредники. Средняя цена на газ в 2009 г., вероятно, составит 230 долларов за тысячу кубометров, в то время как инвестиционные банки прогнозировали цифру в 250 долларов, пишет российская газета The Moscow Times.
Премьер-министр Владимир Путин утверждал, что Украина обязана обеспечить гарантированный транзит российского газа, поскольку Киев ратифицировал Договор к Энергетической хартии (Energy Charter Treaty); Москва, кстати, этого до сих пор не сделала.
Коррупция и внутриполитические процессы на Украине, несомненно, играли важную роль в конфликте, где главными антагонистами были премьер-министр Юлия Тимошенко и Дмитрий Фирташ, совладелец сомнительной посреднической фирмы RosUkrEnergo. И Тимошенко, и Путин утверждают, что именно RosUkrEnergo через украинского президента Виктора Ющенко добилась срыва переговоров по газу 31 декабря.
Условия урегулирования конфликта можно расценить как выдающийся успех Тимошенко. RosUkrEnergo исключена из российско-украинского газового товарооборота, в результате чего она лишится прибылей в размере как минимум миллиарда долларов в год.
«Наконец, мы убрали большую политическую кормушку, которая кормила несколько политических мощных сил», - заметила Тимошенко. Фирташ, не скупясь, финансировал политические процессы на Украине. Отказ от услуг RosUkrEnergo очистит украинскую политику от газовых денег.
Ущерб, понесенный «Газпромом» в ходе газовой войны, очень велик. Его прямые убытки составили около 2 миллиардов долларов, но куда больший урон нанесен репутации газового монополиста - ведь он проявил себя ненадежным партнером. Теперь клиенты этой государственной компании попытаются ослабить зависимость от ее поставок, но когда проблема заключается в самом «Газпроме», новые трубопроводы не слишком улучшат положение.
В ходе российско-украинского газового спора в январе 2006 г. котировки акций «Газпрома» резко подскочили: на инвесторов произвел впечатление тот факт, что компания стремится повысить экспортные расценки в условиях роста цен на энергоносители. Последняя «газовая война», напротив, обернулась значительным падением его акций, поскольку инвесторам явно не понравилось безответственное отношение компании к потребителям, вызванное попытками искусственно вздуть тарифы за газ в период общего падения мировых цен на энергоносители.
Австрия, Венгрия, Германия, Италия и Франция без лишнего шума накопили запасы «голубого топлива», достаточные, чтобы продержаться три месяца; они усвоили уроки 2006 г. Теперь другие европейские страны, скорее всего, также начнут создавать большие запасы и постараются диверсифицировать источники энергоснабжения, хотя это и обойдется очень недешево.
Наиболее сложным сочетанием мотивов из всех участников этой истории руководствовался Путин. Напрямую давая указания «Газпрому» и взяв на себя переговорный процесс, премьер подтвердил давнее предположение о том, что подлинным главой этой корпорации является именно он. Хотя к 30 декабря Украина полностью расплатилась за поставки газа, Путин приказал перекрыть газовый вентиль, что делает его главным виновником сложившейся ситуации.
На торопливо организованный президентом Дмитрием Медведевым «газовый саммит» никто из глав государств не приехал: это стало самой сильной «пощечиной», полученной российской дипломатией за последнее время.
Установлено, что Путин был одним из главных бенефициаров RosUkrEnergo, но теперь он согласился с отстранением этого посредника от российско-украинских газовых трансакций.
После того, как Путин и Тимошенко подписали «газовый мир», на Украине ликвидирован один из крупных источников коррупции. Теперь страна должна реформировать свой «перевернутый с ног на голову» газовый сектор в целях повышения эффективности и энергосбережения. Украинским властям следует покончить с субсидированием газового импорта, и повысить закупочные цены на газ, добываемый внутри страны, стимулируя тем самым увеличение добычи. Что же касается ЕС, то ему необходимо серьезнее отнестись к собственной энергетической безопасности.