Положить конец ежегодным газовым кризисам
29.01.09 07:52
Брюсселю следует установить новые стандарты «энергетической безопасности» для стран-членов ЕС. Кому-то придется вкладывать средства в энергосбережение, кому-то в мощности для хранения, кому-то в резервные поставки. Потребности у всех разные.
Но опыт Венгрии, где местная компания E.ON Foldgaz после 2006 года построила резервные хранилища с емкостью, обеспечивающей потребности страны как минимум на два месяца, показывает, что при наличии политической воли можно сделать многое, пишет газета «The Wall Street Journal».
Существует понятие «энергетической солидарности», которое должно означать распределение нагрузки между Брюсселем и национальными бюджетами путем использования структурных фондов. Болгария, например, подсоединена только к украинской газовой системе и не может получать газ от своих соседей по ЕС. Поэтому ей и другим изолированным странам нужно больше так называемых соединительных трубопроводов, которые свяжут их с другими газовыми сетями, обеспечив поставку газа как на настоящем рынке - в очередной раз, когда наступят перебои с его подачей. В случае временного скачка цен можно будет быстрее перераспределять поставляемый газ, в том числе, из подземных хранилищ и из обратных потоков с запада на восток.
В более отдаленной перспективе ЕС все же должен помочь разблокировать то «мексиканское противостояние», которое существует сегодня между Россией и Украиной. Россия контролирует добычу и транзит из Центральной Азии, а Украина контролирует транзит в Европу. Единственный выход из возникшего тупика заключается в изменении баланса сил. Российское предложение о создании нового консорциума с участием «Газпрома» и дружественных ему компаний, таких как немецкая E.ON Ruhrgas и итальянская ENI, в этом деле не поможет. Более реальная альтернатива заключаются в том, что Украина сохранит трубопровод в своей собственности. Но управлять им будет по-настоящему трехсторонний консорциум, действующий на основании долгосрочного (скажем на 30 лет и более) договора об аренде и международного соглашения, в котором будут установлены четкие правила, обеспечивающие прозрачность, ценовые сделки на более длительную перспективу, надежность поставок и урегулирование возникающих споров.
Выгоды от такой схемы для европейских потребителей совершенно ясны. Украину можно будет усадить за стол переговоров, пообещав ей более масштабную программу помощи в реализации реформы энергетики, предусматривающей подключение страны к европейской энергосистеме, раскрытие внутреннего потенциала энергетического производства и серьезные меры в области энергосбережения. ЕС может также увязать создание такого консорциума с новым Соглашением об ассоциации, которое было обещано Украине в сентябре.
Больше не будет угрозы кражи газа. Ее потребители на другом конце трубы смогут успокоиться, и будет возникать все меньше политических препятствий на пути альтернативных трубопроводных маршрутов.
России грозит кризис производства энергоресурсов. Россия просто не в состоянии выкачать из-под земли достаточно газа, чтобы удовлетворить всех. На неэкономичном внутреннем рынке энергия по-прежнему невероятно дешева, и Кремль не намерен поднимать цены на нее для повышения энергоэффективности, поскольку это может вызвать протесты в обществе. А ему предстоит поставлять газ в украинский трубопровод, а также в альтернативные газопроводы, такие как Nord Stream («Северный поток») и South Stream («Южный поток»), не говоря уже о других маршрутах распределения.
Коррупция в газовой сфере стала главным фактором, направившим оранжевую революцию Украины по ложному пути. Печально известная компания-посредник RosUkrEnergo сообщила о прибылях за 2007 год в размере $795 миллионов. Однако оплата продукцией - а это 20% газовых поставок для Украины, составляет по цене гораздо больше - где-то $4,35 миллиарда. За такие деньги можно купить влияние, и это вызывает постоянный паралич в украинской политике.
Премьер-министр Юлия Тимошенко давно уже на публике выступает против RosUkrEnergo, но ключевое соглашение с Путиным в этом месяце она заключала за закрытыми дверями. Эта компания может диверсифицировать свою деятельность, занявшись внутренним рынком, где она сегодня контролирует 75% распределения. Однако удаление раковой опухоли газовой коррупции - это необходимое условие для очищения всей политической системы на Украине.