Малотоннажное производство СПГ может стать «маленькой революцией» на газовом рынке
04.09.17 12:00
Малотоннажное производство сжиженного природного газа (МТПСПГ) - узкая, но развивающаяся отрасль, которая уже приносит прибыль и набирает обороты. И те компании, кто первыми решат сойти с проторенной дороги, раскроют для себя весь потенциал нового бизнеса. Ожидается, что к 2030 году объем рынка вырастет примерно до 100 млн тонн в год.
МТПСПГ обладает всеми необходимыми характеристиками, чтобы удовлетворить растущий спрос на более экологически чистые виды топлива, чем нефть и дизель, со стороны отрасли морских и наземных грузоперевозок. МТПСПГ также имеет преимущества для решения проблемы автономного энергоснабжения для промышленных и бытовых нужд в отдаленной местности. Поскольку при горении СПГ выделяется меньше вредных веществ по сравнению с другими видами ископаемого топлива, такими как нефть и уголь, МТПСПГ, вероятно, получит еще более широкое распространение с учетом усиления давления рыночных и регулятивных факторов с целью перехода к более низкоуглеродной энергетике. Точно так же, как добыча сланцевого газа изменила картину топливно-энергетического комплекса США, МТПСПГ может изменить роль газа в ряде ключевых географических регионов и отраслей.
Выходя на рынок МТПСПГ, компании должны быть готовы действовать быстро. В отдельных областях применения, таких как судовые и автономные силовые установки, участникам отрасли будет крайне важно получить преимущества первопроходца. Также им потребуется разработать подходящую стратегию, в основе которой будут лежать соответствующие возможности, включая способность выстраивать партнерские отношения в рамках цепочки производства СПГ, говорится в новом исследовании PwC «От малого к большому. Почему малотоннажное производство СПГ может стать новой «большой волной».
Малый бизнес приобретает новый масштаб
В мировой газодобывающей промышленности главной темой обсуждения выступают такие основные тенденции, как избыточное предложение, рост спотовой торговли сжиженным природным газом (СПГ) и перспективы мега-проектов добычи и производства СПГ, как, например, проект «Горгон» (Gorgon) в Австралии общей стоимостью 54 млрд долларов США. На данный момент в индустрии малотоннажное производство сжиженного природного газа (МТПСПГ) не привлекает большого внимания, за исключением горстки игроков рынка, этот сегмент еще не попал в поле зрения большинства участников отрасли. А должен бы...
Термин МТПСПГ относится к прямому использованию сжиженного природного газа в его жидкой форме, в отличие от традиционной модели
регазификации и последующей передачи по газопроводной сети.
Малотоннажные заводы по производству сжиженного газа обычно разрабатываются для обслуживания конкретных рынков, их производственная мощность составляет менее 500 000 тонн в год (в отличие от такого крупного промышленного завода по производству СПГ, как в рамках проекта «Горгон», экспортный потенциал которого составляет около 16 млн тонн в год). Эти заводы обеспечивают газоснабжение конечных пользователей в местах, куда не подведена традиционная инфраструктура, или клиентов, которым требуется жидкое топливо.
Выделают три основных группы конечных пользователей продуктов МТПСПГ: судовое топливо (бункеровка), топливо для большегрузного наземного транспорта и энергоснабжение в неэлектрифицированных районах. Рынок еще относительно незрелый. Однако несколько крупных энергетических компаний уже участвуют в МТПСПГ, включая Shell, Engie, ENI, Gasum и «Газпром». Shell развивает направление бункеровочных услуг в регионе Амстердам-Роттердам-Антверпен и в северной части Германии. В августе 2016 года Shell и правительство Гибралтара подписали договор на поставку СПГ для использования в производстве энергии. Engie, французская компания по производству и распределению природного газа, обязалась к 2020 году инвестировать 112 млн долларов в МТПСПГ и инфраструктуру перевозок компримированного природного газа (КПГ) в Европе, и совсем недавно компания начала оказывать бункеровочные услуги с судна на судно с использованием СПГ в порту Зебрюгге, Бельгия.
В течение нескольких лет итальянская нефтегазовая компания ENI использовала преимущества своего присутствия в Зебрюгге для участия в МТПСПГ. Приоритетным направлением развития финской компании Gasum является расширении присутствия в Северном регионе, и компания инвестирует значительные средства в объекты перегрузки и хранения топлива в Швеции и Финляндии.
В конце 2016 года компания «Газпром» утвердила программу развития на 2017–2019гг., которая включает в строительство газозаправочных станций, а также малотоннажное производство и использование СПГ в Европе и Китае. Участники отрасли из Юго-Восточной Азии, как, например, индонезийская национальная нефтяная компания Pertamina, инвестируют средства в объекты МТПСПГ.
Учитывая динамику на мировых рынках добычи и переработки природного газа – более низкие цены на сырье, избыток предложения на рынках газа и сосредоточенность на сокращении затрат – может показаться, что любой сектор будет испытывать трудности в попытке привлечь внимание участников к нему. Однако росту МТПСПГ способствует ряд мощных факторов. Во-первых, в отличие от крупномасштабных проектов производства СПГ, инициативы МТПСПГ обеспечивают инвесторам более быструю и потенциально более привлекательную доходность в среднесрочной перспективе. Проверенная технология позволяет проектам МТСПГ предоставлять услугу по принципу «подключай и работай» с более низкими инвестиционными потребностями и ускоренными графиками ввода в эксплуатацию. Все это позволяет уменьшить неопределенность в отношении времени реализации проекта. Во-вторых, МТПСПГ является масштабируемым, а это значит, что операторы могут добавлять производственную мощность для удовлетворения растущего спроса, используя синергетический эффект в рамках цепочки поставок, что делает МТПСПГ идеальным средством удовлетворения краткосрочных колебаний спроса. И, наконец, именно благодаря своей гибкости МТПСПГ может стимулировать спрос в тех областях рынка, которые ранее были непригодны для СПГ в качестве источника топлива, как, например, автономное энергоснабжение на островах и в отдаленной местности.
Высокие амбиции
Сегодня МТПСПГ по-прежнему остается нишевым и лишь зарождающимся рынком. Но, предположительно, он будет стремительно расти в будущем. Международный газовый союз прогнозирует рост мирового годового спроса до 30 млн тонн газа в 2020 году. По прогнозам компании Engie, к 2030 году спрос составит 75–95 млн тонн и распределится между следующим образом: электроэнергия – 26%, использование СПГ в качестве судового топлива – 32% (есть потенциал дальнейшего роста после 2030 года) и наземный грузовой транспорт – 42%.
Одним из наиболее важных факторов, определяющих развитие МТПСПГ, станет разница в цене на СПГ и нефть. К 2030 году, если цена на СПГ будет держаться в пределах 3–4 долларов США за миллион британских тепловых единиц (млн БТЕ), тогда как цена на нефть составит примерно 90 долларов США за баррель, спрос на МТПСПГ будет более чем в четыре раза выше по сравнению с ситуацией, в которой цена на СПГ была бы выше 9 долларов США за млн БТЕ, а цена на нефть составляла 50–60 долларов США за баррель.
Большая часть спроса будет определяться потребностями большегрузного транспорта и морским сектором, тогда как доля спроса в энергетическом секторе будет наименьшей (обычная электростанция, работающая на СПГ, потребляет от 200 до 1500 тонн газа в год).
В настоящее время наибольший рост МТПСПГ наблюдается в Китае, где правительство решает проблему загрязнения воздуха в крупных городах, а доступность газа и разница в цене с дизельным топливом делает МТПСПГ весьма перспективным бизнесом. Китай может похвастаться наибольшим количеством грузовых автомобилей, работающих на СПГ (более 200 000), и останется доминирующим рынком еще как минимум в течение следующего десятилетия.
В Китае активно реализуется инициативный проект создания заправочной инфраструктуры с использованием СПГ под руководством China Clean Energy и ENN Energy Holdings, целью которого является строительство порядка 3000 заправочных станций КПГ/СПГ к 2025 году. Китай также построил 19 бункеровочных понтонов для заправки СПГ и планирует построить еще 23. США также является важным центром реализации подобных проектов.
В транспортном секторе ценовой арбитраж является основным драйвером роста благодаря обилию сланцевого газа. Более строгие нормы по выбросам в атмосферу в морском секторе также способствуют использованию СПГ в качестве бункерного топлива для судов в США и Европе. Данная тенденция получила особенно мощный импульс развития в скандинавском и балтийском регионах; Норвегия играет роль первопроходца с точки зрения использования СПГ в бункеровочном бизнесе.
В Европе растущая сеть терминалов по приему СПГ, обеспечивающих инфраструктуру МТПСПГ, в основном сосредоточена в северной части и Испании, но также охватывает Грецию и Турцию.
Что касается третьего важного сектора применения МТПСПГ – производства электроэнергии – то здесь существуют значительные возможности стимулирования спроса за счет использования СПГ на островах, особенно в странах Юго-Восточной Азии, таких как Индонезия, Филиппины и Мьянма. Острова в Средиземном море, такие как Сардиния и Мальта, инвестируют средства в инфраструктуру и производство СПГ
Определяющие рост тенденции
По мере развития этих рынков происходит сближение тенденций, что способствует развитию потенциала МТПСПГ. Сам СПГ все чаще становится распространенным товарно-сырьевым ресурсом, чему способствует рост ликвидности региональных рынков и более широкая доступность СПГ благодаря реализации новых проектов и модификации существующих терминалов. Наблюдаемая коммодитизация ускорила темпы и увеличила масштабы перераспределения СПГ. В то же время экологические и экономические преимущества МТПСПГ являются ключевым драйвером развития бизнеса в США, Европе и Китае, где новые политики, регулирующие выбросы в окружающую среду, и арбитраж цен на нефть и газ позволяют в полной мере использовать потенциал СПГ.
Бункеровка
Нормативно-правовое регулирование в сфере использования судового топлива, скорее всего, ужесточится, поскольку инициативы в области изменений климата набирают силу. В 2015 году в соответствии с новыми нормами, установленными Международной морской организацией, предельно допустимое содержание серы было сокращено с 1% до 0,1% в зонах эмиссионного контроля (ЗЭК), включая Балтийское море, Северное море и большую часть канадского и североамериканского побережья.В 2020 году эти строгие ограничения будут распространены на Средиземное море. В январе 2020 года новый предельный уровень глобальных выбросов сократит допустимое количество выбросов серы в регионах, которые не являются ЗЭК, с 35% до 0,5%.
Эти ограничения подталкивают отрасль морского судоходства к изучению и реализации мер по борьбе с загрязнением окружающей среды, включая более широкое использование СПГ, который имеет гораздо более низкое содержание серы, чем дизель, использующийся в качестве бункерного топлива. В то же время СПГ приобретает более широкую доступность в ключевых портах. Нормативное регулирование является предпосылкой развития использования СПГ в бункеровочном сегменте. В тот момент, когда будет введен новый предельно допустимый уровень выбросов (например, в 2020 году в Средиземном море), СПГ будет выступать в качестве действенной альтернативы, которая сможет экономически конкурировать с другими решениями, такими как скрубберы и чистое дизельное топливо. Главными целевыми сегментами использования СПГ с точки зрения бункеровки являются суда, которые потребляют большое количество топлива и следуют по регулярным повторяющимся маршрутам, такие как грузовые и пассажирские суда, двигающиеся от пункта к пункту назначения, паромы и контейнерные суда. Трансокеанские контейнерные суда, входящие в ЗЭК, потенциально могут быть вторым, но не менее важным целевым объектом.
Наземные перевозки
Ключевым драйвером использования СПГ в качестве топлива для наземного транспорта будут выступать экономические возможности, которые он предлагает. Готовность владельцев грузовых автомобилей перейти на СПГ в основном зависит от простоты использования – т.е. от наличия и доступности заправочной инфраструктуры и производительности грузовиков – и ценовой конкурентоспособности СПГ по отношению к дизельному топливу. Если СПГ позволит сократить совокупную стоимость владения и ускорить окупаемость первоначальных инвестиций, он станет более привлекательной заменой. Типичными конечными пользователями являются большегрузные и специализированные грузовики транспортных компаний, крупных логистических операторов, розничных и потребительских компаний.
Тот факт, что СПГ считается экологически чистым транспортным топливом, при горении которого выделяется меньше вредных веществ, дает дополнительный стимул для его использования в целях бизнеса.
Автономное энергоснабжение
Решение перейти на СПГ с дизельного и нефтяного топлива, сжиженного нефтяного газа и нефтепродуктов в значительной степени связано с экономическими характеристиками альтернативных видов топлива. Инвестиции, которые необходимы для перехода производства электроэнергии на СПГ, относительно ниже, чем в других областях применения (грузоперевозки и бункеровка), и для поддержания бизнеса не требуется никакой крупной инфраструктуры. Во многих случаях, по аналогии с грузоперевозками, пользователи, переходящие на СПГ, будут мотивированы преимуществами с точки зрения защиты окружающей среды и устойчивого развития. Ключевым фактором для этого сегмента рынка является разработка эффективной и устойчивой логистической сети, поскольку большинство конечных пользователей находятся в отдаленной местности
Стратегия с ориентацией на возможности
Если отрасль МТПСПГ хочет реализовать свой потенциал роста, ей придется преодолеть серьезные трудности. Промышленность все еще вынуждены бороться с классической дилеммой «курицы и яйца».
Для стимулирования спроса и простоты использования необходимы дальнейшие инвестиции в инфраструктуру, особенно в береговое хранение. Однако сектор не хочет инвестировать средства, пока не появится спрос. Как отмечалось ранее, МТПСПГ должно быть конкурентоспособным и вытеснять более «зрелые» альтернативные виды топлива, которые десятилетиями подкреплялись инфраструктурными инвестициями. Наконец, неопределенность в отношении того, как нормативно-правовая база будет развиваться в некоторых сегментах бизнеса, и осознание существования потенциальных проблем безопасности (особенно в бункеровочном секторе) могут помешать развитию МТПСПГ на некоторых рынках. Тем не менее, этот рынок остается весьма привлекательным с учетом ряда аспектов:
• МТПСПГ в среднем является прибыльным бизнесом с относительно более низкими потребностями в капитальных инвестициях, нежели чем в традиционном секторе производства СПГ.
• Спрос на бункеровку сосредоточен в нескольких ключевых портах и исходит от нескольких ключевых клиентов. Потребности бункеровки в капиталовложениях выше, чем в других областях применения – например, 30–60 млн евро для складского портового объекта вместимостью 6 000 – 15 000 кубометров и 30–40 млн евро для бункеровочного судна вместимостью 3 000 – 10 000 кубометров. Это означает наличие естественного барьера для входа в этот подсектор, защищающего первопроходцев, которые заключили контракты с владельцами судов.
• Инвестиции в наземные перевозки масштабируются, но при этом остаются на относительно низком уровне (например, 600 000 евро для заправочной станции СПГ).
• Инвестиции в автономное энергоснабжение (до 200 000 евро для обычной установки), как правило, подкрепляются долгосрочными соглашениями с конечными пользователями, хотя и требуют устойчивого присутствия на местном рынке.
• Для компаний, которые уже обладают существенным портфолио в газовой отрасли, МТПСПГ предлагает масштабируемый гибкий бизнес, способный удовлетворить спрос ряда новых ключевых сегментов бизнеса.
Чтобы преуспеть в бизнесе МТПСПГ, компаниям придется разработать подходящую модель бизнеса, гибкую стратегию и развивать основные ключевые возможности.
Если говорить о стратегиях и возможностях, то интеграция операций в рамках цепочки создания ценности и построения успешных партнерских отношений имеет основополагающее значение для достижения успеха в долгосрочной перспективе. Проще говоря, в МТПСПГ размер по-прежнему имеет значение. Успешные участники должны проявлять активность во всех сегментах отрасли: от поставок газа до транспортировки и распределения, включая прямые коммерческие отношения с конечными пользователями (там, где это имеет значение). В основе этого подхода лежат несколько ключевых принципов. Участники должны сосредоточиться на основных видах деятельности и привлечь сторонние ресурсы для реализации мероприятий с низкой добавленной стоимостью, требующих местного присутствия и знания национальных норм в таких областях, как бункеровка, транспортировка товара конечному пользователю и поиск более мелких потенциальных пользователей автономного энергоснабжения. Помимо этого, компании должны использовать свои ключевые компетенции в хеджировании сырьевого риска, чтобы снизить риск изменения цены для конечных пользователей на первоначальном этапе развития рынка.
Другим ключевым элементом будущего успеха компании является компетентность в партнерских отношениях с брокерами. Построение моделей совместного партнерства будет иметь большое значение в деле снижения коммерческих рисков, согласовании деловых интересов сторон, а также в одновременном продвижении проектов, касающихся спроса и предложения. Разработка таких моделей партнерства – это именно то, чем занимаются компании Shell и Engie. Стратегия Shell направлена на интеграцию в рамках цепочки создания ценности путем использования своего дочернего предприятия Garnor в скандинавских странах и одновременного заключения долгосрочных контрактов с такими крупными клиентами, как «Совкомфлот» и Carnival. Компания Shell подписала договор с «Совкомфлотом» на заправку первых четырех нефтеналивных танкеров «Афрамакс» в мире, которые будут работать на СПГ; суда будут работать в Балтийском море и северной Европе начиная с конца 2018 года. Shell также подписала договор на поставку с компанией Carnival для заправки первых в мире круизных судов, работающих на СПГ, которые начнут навигацию в северо-западной Европе и Средиземном море в 2019 году. Компания Engie поставила целью подписание договоров с производителями оригинального оборудования, такими как Wärtsilä, финская компания, изготавливающая и обслуживающая источники энергоснабжения и другое оборудование на морском и энергетическом рынках, автопроизводитель Fiat Chrysler Automobiles и Iveco, итальянский производитель промышленных автомобилей. Engie также является участником совместных предприятий, популяризирующих использование СПГ в Европе; примером являются Gas4Sea, партнерство с Mitsubishi Corporation, NYK Line и Connect2LNG, ориентированные на наземные грузоперевозки.
Очевидно, что в настоящий момент рынок МТПСПГ невелик. Однако спрос, скорее всего, будет быстро расти, и этот процесс ускорится за счет ужесточения природоохранных норм и способности отрасли обнаруживать новые пласты потребления. Однако не все участники смогут добиться успеха на этом рынке. Компании, которые способны маневрировать, которые имеют подходящую стратегию и обладают возможностями и которые умеют строить партнерские отношения в рамках цепочки создания ценности СПГ, смогут воспользоваться преимуществами первопроходцев. Точно так же, как добыча сланцевого газа изменила картину топливно-энергетического комплекса США, МТПСПГ может стать следующей «маленькой» революцией в секторе добычи и переработки газа.
Авторы:
Джорджио Бискардини, ведущий специалист в области нефти, газа и электроэнергетики стратегического консалтингового бизнеса PwC–Strategy&
Рафаэль Шмилл, специалист Strategy& в нефтегазовой отрасли, директор PwC в Италии
Адриан Дель Маэстро, специалист Strategy& в нефтегазовой отрасли, директор PwC в Великобритании