![](/img/design/pix.gif)
![](/img/design/pix.gif)
![](/img/design/pix.gif)
![](/img/design/pix.gif)
![](/img/design/pix.gif)
![](/img/design/pix.gif)
![]() |
|
|
![]() |
|
Аналитика - Электрические сети
Коммерческий учет — на ЛЭП высокого напряжения01.10.15 13:10
На вопросы EnergyLand.info отвечает Андрей Медведев, директор ООО «АЙ-ТОР» (г. Екатеринбург), компании-резидента «Сколково».
— Что такое i-TOR? Где он может использоваться и с какой целью?
— i-TOR — это электронный комбинированный трансформатор тока и напряжения, устройство для измерения количественных и качественных параметров тока в цифровом виде. С его помощью можно организовать узлы коммерческого учета электроэнергии в любой точке высоковольтной сети 110 кВ.
Чем отличается i-TOR от других измерительных трансформаторов? Во-первых, малыми габаритами и массой: вес одной фазы не более 60 кг. Во-вторых, он может работать в любом пространственном положении. В-третьих, дает высокую точность — класс точности измерения тока — 0,2S, напряжения — 0,2. При этом аппарат не требует обслуживания. (Для трансформаторов тока по ГОСТ 7746, буква «S» обозначает, что аппарат соответствует требованиям, предъявляемым к устройствам для коммерческого учета электроэнергии, в частности обеспечивает нормируемый уровень погрешности при протекании малых токов.)
Кроме того, измерительные комплексы на базе i-TOR полностью автономны, потому что используют энергию, получаемую от высоковольтной сети.
— Как возникла идея создания аппарата i-TOR?
— У нас были знания и опыт в области разработки высоковольтного оборудования. Мы поняли, что можно бесконечно вздыхать из-за нехватки денег и грандиозных проектов в отечественном энергетическом аппаратостроении. А можно собраться и создать что-то свое, уникальное, не кивая на обстоятельства.
Первая встреча рабочей группы прошла в кафе за чашкой кофе. Конечно, при первом обсуждении идеи было немало сомнений: нет материальной базы, нет гарантированных рынков сбыта. Однако вскоре выяснилось, что реальный запрос на подобный аппарат со стороны электросетевых компаний существует. Сотрудники «МРСК Урала» смогли сформулировать четкий запрос и поддержали нашу разработку, когда мы предложили интересные для них решения.
— Как вам удалось воплотить идею в жизнь?
— К сожалению, не быстро. Вообще, так, как мы, высоковольтные аппараты обычно не делают, не принято. Как правило, есть завод, большая группа разработчиков, серьезные инвестиции. Нас было трое, первый аппарат для подтверждения концепции и проведения испытаний мы собрали в гаражном боксе офисного здания. Потом изготовили комплект аппаратов для проведения типовых испытаний и испытаний для целей утверждения типа средства измерения. Получили заинтересованность со стороны сетевой компании, а также согласовали возможность опытно-промышленной эксплуатации. Провели весь комплекс испытаний в аттестованных лабораториях. Внесли аппарат в Государственный реестр средств измерений и, получив легализованный продукт, стартовали с производством. В общем, постепенно.
— На какие существующие решения для коммерческого учета вы опирались? Есть ли приборы, подобные вашему, на мировом уровне?
— Опирались, в первую очередь, на опыт советской школы электроаппаратостроения. Многие решения, примененные нами, обкатывались и прорабатывались еще в прошлом веке. Оригинальным было не каждое конкретное решение, а их совокупность, обеспечившая новые свойства и эксплуатационные характеристики, которых ранее не было.
Что касается наличия устройств, аналогичных нашему, на мировом рынке, то нам такие не известны. Дело в том, что все решения, которые можно считать подобными нашему, ориентированы на установку в условиях подстанции. На опоры ЛЭП пока никто не лез.
— Вы как-то говорили, что убрали из конструкции аппарата все, что можно было убрать без ухудшения потребительских свойств. Но, вероятно, пришлось и добавить что-то принципиально новое, чтобы добиться высокой точности?
— Да, безусловно, нам пришлось использовать электронные компоненты для обеспечения оцифровки сигнала на высоком потенциале и передачи его на потенциал земли по оптокабелю, а также для дальнейшей обработки сигнала и преобразования его в вид, воспринимаемый любым счетчиком электроэнергии. При этом пришлось решить ряд вопросов, связанных с надежностью, устойчивостью к ЭМС и стабильностью работы.
— Как происходит установка i-TOR на ЛЭП?
— Монтаж осуществляется при помощи автовышки. Подъем на опору измерительных компонентов происходит при помощи
подъемного механизма, например, полиспаста. Шкаф учета с gsm-модемом устанавливается на теле опоры, в зоне, недоступной случайным прохожим.
— На каком этапе находится разработка?
— В настоящее время аппарат прошел типовые испытания, внесен в Госреестр средств измерения, продолжается испытания опытных образцов в «Россетях». А мы готовимся приступить к серийному производству.
— Может ли аппарат быть интересен за пределами холдинга «Россети»?
— Аппарат не только может, но и реально интересен за пределами «Россетей». Конечно, «Россети» — самый крупный, но не единственный потенциальный заказчик. В стране линии напряжением 110 кВ принадлежат более чем 300 территориальным сетевым организациям. Они могут стать покупателями i-TOR.
— Кто стал инвестором проекта? Были ли получены какие-то гранты? Требуются ли дополнительные инвестиции?
— В развитие вкладывались собственные средства и займы знакомых. Грантов не получали. Вопрос привлечения дополнительных инвестиций изучается, но пока развитие проекта подразумевается на реинвестированную прибыль от продаж.
— Приносит ли проект прибыль уже сегодня? Если еще нет, то когда планируется выход на самоокупаемость?
— Прибыли пока нет, ведь производство только стартует. Возврат начальных вложений и выход на прибыльность планируются в течение ближайших полутора лет.
— Каковы дальнейшие планы команды разработчиков?
— Наш аппарат имеет большие заделы по расширению функциональности, которые мы, безусловно, планируем реализовывать. Уже сейчас у нас есть разработки для эффективной организации коммерческого учета в кабельных сетях 6(10) кВ и воздушных сетях 35 кВ.
— На ваш взгляд, легко ли заниматься технологическим предпринимательством в России? Что вас удивило, огорчило и порадовало на вашем пути?
— У нас в стране все нелегко. Но и несложно, если делать, а не рассуждать и переживать «как-ужасен-этот-мир».
Нас удивил повсеместный отказ от лучших отечественных практик и наработок, а также некритичное принятие зарубежных технологий. Логика зачастую примерно такая: «У англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили».
Грустно видеть упадок промышленности в стране и резкое снижение уровня разработок. Огорчает слабый запрос на инновации со стороны платежеспособных крупных заказчиков и большая степень декларативности в позиции государства в части стимулирования промышленности и инноваций.
Радует, что высококлассные специалисты в стране еще остались и, не смотря ни на что, появляются новые.
Комментирует Антон Скибин, руководитель направления энергетики Фонда «Сколково»:
— Мы обратили внимание на проект i-Tor еще весной этого года. Коллеги презентовали свою разработку в рамках сколковского конкурса Startup Tour в Екатеринбурге. Команда i-Tor вошла в число победителей и представила свой проект в Москве на Startup Village в июне. Члены жюри конкурса из «Россетей» отметили проект специальным призом. Компания «АЙ-ТОР» стала участником проекта «Сколково» в сентябре 2015 г. Рынок для аппарата действительно многообещающий — от сетевых компаний до промышленных предприятий. Потенциальные потребители есть и за рубежом. С командой проекта мы уже обсудили, как «Сколково» сможет содействовать в коммерциализации продукта и в области его технического развития.
Подготовила Екатерина Зубкова
Фото ООО «АЙ-ТОР»
На заставке: i-TOR на опоре линии электропередачи 110 кВ
(С) Медиапортал сообщества ТЭК www.EnergyLand.info
Читайте также:
01.10.15 Избавиться от золы всухую
01.10.15 Золото падает, а нефть растет
30.09.15 У рубля есть козыри в кармане
29.09.15 Рубль пережил Генассамблею и нефть
|
|
О проекте
Размещение рекламы на портале
Баннеры и логотипы "Energyland.info" |
|