На основных европейских газовых хабах усилилась корреляция цен
23.11.13 09:47
Текущий уровень спотовых цен на газ, по крайней мере, на западно-европейских хабах, отражает рыночные реалии, считает председатель газовой программы Оксфордского института энергетических исследований Джонатан Стерн.
Энергетический центр бизнес-школы «Сколково» в рамках своей международной исследовательской программы, реализуемой совместно с ведущими европейскими экспертами, провел ежегодный семинар «Газовый день».
В мероприятии приняли участие международные и российские эксперты, представители федеральных органов власти и бизнеса. Участники подняли ряд актуальных тем, таких как перспективы развития европейского рынка газа под влиянием увеличения объемов спотовой торговли газом, корректировки внутреннего газового законодательства и начала импорта американского СПГ. Активно обсуждались также изменения на российском внутреннем рынке газа и различные сценарии перехода к новой модели ценообразования на газ в России.
Председатель газовой программы Оксфордского института энергетических исследований Джонатан Стерн в своем выступлении рассказал о тенденциях ценообразования на газ в Европе. Он констатировал усиление корреляции газовых цен на основных европейских газовых хабах, указав, что в будущем европейским бенчмарком станет цена на голландском газовом хабе TTF, а не британском NBP, как считалось ранее.
Анализируя цены на основных газовых рынках, эксперт отметил, что «в середине 2008 года цены на газ в США, Европе и АТР были настолько близки (на уровне 12-13 $/MBtu), что создалась иллюзия появления глобальной газовой цены. Однако ситуация изменилась, и сейчас они далеки друг от друга как никогда».
Высокие цены на газ в Азии приводят к ухудшению экономического положения региона – основные энергетические компании Японии третий год подряд демонстрируют убытки. «Когда большие игроки несут убытки, надо что-то менять на рынке», - констатировал Стерн, касаясь вопроса необходимости реформирования системы ценообразования на газ в АТР.
«Европа потеряла 10 лет экономического роста, ее газовый рынок находится в катастрофическом положении», - резюмировал Стерн, оценивая перспективы поставок российского газа. По его мнению, много будет зависеть от того, по какой цене «Газпром» хочет продавать свой газ или какую цену он будет защищать.
Директор Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон, говоря о внутреннем рынке газа в России, отметил увеличение роли независимых производителей и реформирование сектора потребления. «Российский газовый рынок перестает быть монопольным: доля независимых компаний в добыче в прошлом году достигла 172,5 млрд м³ (26% суммарной добычи), а объем поставок конечным потребителям увеличился до 60 млрд м³. Значительно изменился также сектор потребления. Реформа электроэнергетики привела к изменению отношений между поставщиками и крупнейшим потребителем газа: к 2012 году доля частных генерирующих компаний, конкурирующих за газовый ресурс, составила более 50%», - констатирует Григорий Выгон.
По словам эксперта, при обсуждении модели ценообразования на газ необходимо учитывать институциональные особенности газовой промышленности России (в частности, эксклюзивное право «Газпрома» на экспорт, его монополию на транспорт, наличие у него социальной нагрузки) и возможное влияние принимаемых решений на всех участников. Концепции по формированию цен на газ не раз менялись на протяжении последних десяти лет – от достижения экспортного паритета до создания межтопливной конкуренции. И если перехода на равнодоходность в ближайшей перспективе не ожидается, как прогнозирует Минэкономразвития, то межтопливная конкуренция возникнуть может, если мазут станет вновь конкурировать с газом благодаря запланированному повышению экспортных пошлин.
При этом у государства пока отсутствует системный подход к вопросам ценообразования, транспортных тарифов и налогообложения. Происходит хаотичное движение в разных направлениях: повышается НДПИ, растут тарифы на транспортировку и замораживаются внутренние цены на газ. «Тарифы растут в России в пять раз быстрее, чем в США, и за счет них оплачиваются в основном экспортные проекты, не имеющие отношения к независимым производителям, - комментирует Григорий Выгон. - Что касается влияния изменения цен на газ на экономику, то оно во многом преувеличено. Доля расходов на газ в себестоимости при производстве товаров и услуг составляет меньше 3%». Для того чтобы не допустить роста внутренних цен на газ, государству логичней сконцентрироваться на корректировке верхней границы регулируемой цены.
В контексте широко обсуждаемого вопроса снижения нижней границы регулируемой цены на газ Григорий Выгон отметил, что в условиях монополии «Газпрома» на транспорт и экспорт это решение не приведет к общему снижению цен на газ для потребителей, напротив – в некоторых регионах может возникнуть их ценовая дискриминация. «Доля тарифа в конечной цене составляет свыше 50%, что позволит «Газпрому» демпинговать по цене, снизив для себя рентабельность сегмента транспортировки. Независимые же компании для сохранения своей рыночной доли будут вынуждены снижать цены ниже экономически обоснованного уровня, обеспечивающего компенсацию издержек, – комментирует директор Энергетического центра. – Чтобы обеспечить баланс интересов и поддержать конкуренцию, независимым производителям необходимо дать возможность компенсировать свои возможные потери за счет доступа к экспорту, но чтобы избежать газового каннибализма на внешних рынках, осуществлять поставки газа через систему единого экспортного канала».
Развивая тему об оптимизации поставок и конкуренции российского газа в Европе, Григорий Выгон отметил, что «экспорт газа независимых производителей для государства был бы более выгоднее, чем закупка «Газпромом» 30 млрд м³ центрально-азиатского газа». Кроме того, газ проигрывает межтопливную конкуренцию в секторе электроэнергетики: угольная генерация в сегодняшних условиях является для европейцев экономически более привлекательной. В результате российский газ вынужден конкурировать не только с американским углем, но и с российским. Экспорт последнего растет последние три года, только за восемь месяцев текущего года он увеличился почти на 10%.
В завершение дискуссии участники договорились продолжать открытое обсуждение поднятых вопросов с целью выработки оптимальной сбалансированной модели газового рынка, которая бы отвечала интересам всех участников газового рынка.