|
|
|
Аналитика - Актуальный вопрос
Объединяй и разгружай15.06.23 15:56
Пойдет ли дальше пилотного целевой проект Минэнерго РФ по ценозависимому потреблению электроэнергии? Для перехода в рабочий формат гендиректор «Уралэнергосбыта» Александр Батраков предлагает добавить к договорной конструкции «Покупатель ОРЭ»-«Агрегатор»-«Потребитель» еще одну - «Покупатель ОРЭ»-«Агрегатор»-«ЭСК»-«Потребитель».
Более 4 лет длится пилотный проект Минэнерго РФ по ценозависимому потреблению электроэнергии (ЦЗСП), который должен был перерасти в боевой формат еще в 2021 году, однако сроки запуска неоднократно переносились. Последний перенос был объявлен 26 января 2023 года, когда правительство РФ продлило сроки пилотирования до конца года.
За это время, несмотря на довольно мягкие условия и отсутствие больших штрафных санкций за невыполнение обязательств в формате пилота, из проекта выбыло более 60 % его участников, попробовавших себя в качестве агрегаторов. В 2022 году только одной компании,поставщику электроэнергии на Южном Урале «Уралэнергосбыту», удалось выполнить свои обязательства перед Системным оператором ЕЭС на 100%. О подводных камнях и перспективах проекта беседуем с генеральным директором «Уралэнергосбыт» Александром Батраковым.
Александр Владимирович, в чем вы видите основные сложности для агрегаторов данного проекта, почему только вашей компании удалось выполнять свои обязательства полностью в течение года?
- В этом проекте мы почти с самого начала, практика показала, что в целом ЦЗСП востребован у розничных потребителей, но большая часть наших клиентов не может обеспечить разгрузку в необходимые часы. У каждого из них ведь есть основной бизнес, который, во-первых, работает по своему графику, отличному от диапазона с 6.00 до 21.00 по московскому времени. Например, торговый комплекс начинает работать с 10 часов, соответственно, до этого времени он не может отключиться, он и так отключен. Во-вторых, кто-то из потребителей может разгружаться только в утренние часы, кто-то только днем, кто-то - вечером, розничные потребители по отдельности не могут изменять нагрузку во все часы и дни, требуемые Системным оператором ЕЭС. Отсюда и низкая «исполнительская дисциплина» большинства агрегаторов в этом проекте. Модель трансляции обязательств агрегатора напрямую на розничных потребителей – нерабочая.
Мы пошли иным путем – объединили энергопринимающие устройства розничных потребителей в единый виртуальный объект управления - «Уралэнергосбыт №2», который состоит из тридцати потребителей Челябинской области разной крупности, они из различных сфер и отраслей, в том числе и из потребителей категории «Население». Именно это позволило нам как агрегатору, с одной стороны, добиться стабильного оказания услуги Системному оператору по управлению спросом во все требуемые часы, а с другой – обеспечить участие розничных потребителей в проекте исключительно исходя из их реальных возможностей. Эта бизнес-модель оправдала себя, обязательства единым виртуальным объектом управления были выполнены на 100% в течение всего непростого для страны 2022 года, а это поддержание готовности предприятий к снижению в течение 231 рабочего дня и снижение электропотребления 51 раз продолжительностью по 4 часа.
Как, на ваш взгляд, изменится ситуация с переходом проекта из тестового в целевой? Ведь тогда агрегаторов, а значит, конечных участников ждут уже весомые штрафы за нарушения обязательств по разгрузке.
- Я думаю, что штрафы для агрегаторов еще больше проредят этот рынок, но для конечных потребителей может ничего не измениться. Мы, например, первые приняли решение не ретранслировать штрафы на своих клиентов – участников проекта, тем самым задав тренд в этой сфере. Сейчас уже многие другие агрегаторы также берут эти риски на себя. Тем самым мы повышаем собственную мотивацию максимально корректного управления объектом и нивелируем страхи и опасения клиентов на входе в проект.
Насколько это дорогостоящая по вложениям и потенциально прибыльная история для агрегаторов и конечных участников? Каковы риски?
- В первую очередь агрегатор несет риски невыполнения обязательств перед Системным оператором ЕЭС, и это нужно учитывать. Кроме того, критически важным в сфере управления спросом являются технологические решения, позволяющие агрегатору осуществлять сбор и анализ огромного потока данных с датчиков и «умных» приборов учета в режиме, близком к реальному времени, а также осуществлять функции согласованного управления действиями множества разнородных энергопринимающих устройств, так называемая - коммерческая диспетчеризация. Нами были разработаны соответствующие технологические решения. На сегодняшний день у нас уже есть ряд собственных наработок в этом направлении, которые со временем позволят монетизировать ресурсы энергетической гибкости потребителей РРЭ* в промышленных масштабах. Все это тоже требует существенных финансовых вложений. Если говорить о прибыльности проекта, то все зависит от правил игры в целевой модели, в пилоте прибыльность есть как для наших клиентов, так и для нас, но она не очень значительна. В 2022 году нам удалось заработать порядка 16 млн рублей. Но, хочу отметить, что целью нашего участия в пилоте было все-таки получение новых компетенций в тепличных условиях, понимая, что для сохранения конкурентоспособности компании нам придется обеспечивать возможность монетизировать ресурсы гибкости нашим потребителям.
Сейчас идет общественное обсуждение нормативно-правовых актов, устанавливающих правила игры целевой модели. Есть ли у вас собственное мнение с учетом накопленного опыта, что нужно изменить в модели?
- Да, мы выступили с предложением о предоставлении возможности наравне с договорной конструкцией «Покупатель ОРЭ»-«Агрегатор»-«Потребитель» также предусмотреть договорную конструкцию «Покупатель ОРЭ»-«Агрегатор»-«ЭСК»-«Потребитель», когда агрегатор может заключать договор оказания услуг по изменению режима потребления не только непосредственно с потребителем РРЭ*, но и с энергосбытовой организацией, осуществляющей поставку электроэнергии данному потребителю на розничном рынке. Это расширит возможности участников рынка управления спросом и позволит энергосбытовым компаниям работать либо самостоятельно в роли агрегатора, либо оказывать такую услугу другим агрегаторам, выполняя только часть его функционала, например привлекать потребителей, вести расчеты и так далее. В свою очередь, розничным потребителям это бы позволило работать либо напрямую с агрегаторами, либо со своей энергосбытовой организацией, не являющейся агрегатором, но оказывающей услугу другим агрегаторам по принципу «одного окна».
Благодаря такой системе агрегаторам не придется создавать уже имеющуюся у энергосбытовых компаний дорогостоящую инфраструктуру, а сосредоточиться на специфическом для ЦЗСП функционале - сборе и анализе потока данных и коммерческой диспетчеризации. Мы надеемся, что позиция и опыт уже действующих игроков рынка будут учтены.
Беседовал Герман Плиев
Фото: Уралэнергосбыт
Читайте также:
|
|
О проекте
Размещение рекламы на портале
Баннеры и логотипы "Energyland.info" |