|
|
|
Аналитика - Оборудование и технологии
Законодатели не могут решить вопрос с охраной трубопроводов07.02.14 11:18
Охрану важнейшей инфраструктуры ТЭК пытаются вернуть МВД, несмотря на провал борьбы полиции с криминальными врезками.
Воровство нефти и нефтепродуктов через несанкционированные врезки в нефте- и продуктопроводы приносит криминальным структурам миллиарды рублей, пишет «Эксперт». Статистика хищений: свыше 5 млн тонн в год. Финансовые потери от несанкционированных врезок составляют для нефтяных компаний 55–106 млрд рублей, а для бюджета страны — 19–37 млрд рублей, подсчитали в «ВТБ Капитал».
Особенно быстро в последний год росли кражи дизельного топлива Евро-5 из магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) «Север». На территории Ленинградской области в 2012 г. было обнаружено 24 врезки, а в 2013 г. — 43 врезок, рост на 79%. В зоне ответственности ООО «Балттранснефтепродукт» (Лениградская, Новгородская, Владимирская, Ивановская, Ярославская и Тверская области) в 2012 г. было обнаружено 26 врезок, а в 2013 — 49, что составляет 88% роста.
Надежды на правоохранителей у нефтяников мало. Как сообщает издание, из 50 уголовных дел, заведенных в Ленинградской области в 2012–2013 гг. по факту несанкционированных врезок в МНТТ «Север», до суда доведено лишь два. Кроме откровенного нежелания полиции связываться с топливными ворами, что требует кропотливой работы по обнаружению и сбору доказательств против прекрасно технически вооруженных преступников, причиной низкой эффективности полиции является то, что каждая преступная группировка сотрудничает с представителями власти региона и действует под покровительством представителей местных силовых структур. По словам заместителя вице-президента «Транснефти» Сергея Хардыкина, во все раскрытые группировки топливных воров входили представители ФСБ, прокуратуры, полиции и органов власти. Например, когда в Саратовской области наконец была раскрыта деятельность шести ворующих нефть организованных преступных группировок (ОПГ), выяснилось, что криминальный бизнес курировал заместитель начальника местного ГУВД, и бензовозы с похищенной нефтью сопровождали машины ГАИ.
Ситуация вынудила руководство трубопроводной компании просить дополнительные полномочия для своих охранных структур, но МВД конкуренции явно не хочет. Только в январе 2009 г. охранным структурах «Газпрома» и «Транснефти» было разрешено вооружаться и использовать огнестрельное оружие, наручники, дубинки.
Ситуация немного улучшилась, но все равно охранным службам трубопроводов не хватало полномочий для раскрытия преступлений и задержания воров. Эти полномочия им должен был предоставить закон о создании ведомственной охраны ТЭК, который планировалось принять в ноябре прошлого года. Однако думские лоббисты заблокировали его обсуждение в парламенте с помощью поправок, полностью выхолащивающих смысл законопроекта.
Против вооружения охранных структур трубопроводов в 2008 г. выступал еще тогдашний спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Он заявлял, что «создание частной, корпоративной армии, которая будет охранять трубопроводы, — это опасный прецедент. Таким образом, все стратегические компании начнут создавать свои вооруженные формирования, а в условиях криминальной России это крайне опасно». То есть Миронов подозревал назначенных государством руководителей «Газпрома» и «Транснефти» в желании совершить государственный переворот, считая более безопасным связанную с криминалом полицию.
Ту же идею, мол, нельзя защищать трубопроводы от криминала теми, кто в этом больше всего заинтересован, — владельцам трубопроводов, пытался провести в новом законопроекте первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов. Он внес в законопроект поправки, согласно которым охрана объектов топливно-энергетических организаций средней и высокой категории опасности должна осуществляться только ведомственной охраной Минэнерго или вневедомственной охраной МВД и ФГУП «Охрана» МВД. Владельцам трубопроводов удалось отбиться от такой «защиты» с помощью РСПП и ФАС, но в отместку законопроект положили под сукно.
В результате не принят закон, который позволил бы защитить от топливных воров трубопроводы, а с ними и экспортную выручку от продажи российских нефти и газа. Зато принят закон прямо противоположный — помогающий топливным ворам совершать свои преступления.
После попытки активистов «Гринпис» высадиться на нефтяной платформе «Приразломная» правительство озаботилось охраной нефтегазодобывающих объектов. По результатам совещания под руководством премьера Дмитрия Медведева 2 октября в Астраханской области МВД и ФСБ было поручено рассмотреть вопросы повышения уровня государственного контроля и надзора, направленные на предотвращение несанкционированного доступа посторонних лиц на нефтегазодобывающие объекты и объекты транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа. В итоге быстро родился и уже принят Советом Федерации закон, предписывающий органам МВД «осуществлять контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Для «Газпрома», «Транснефти» и других владельцев трубопроводов закон оборачивается необходимостью раскрывать перед представителями МВД все секреты охраны. Проблема в том, что в ситуации коррумпированности полиции эти секреты сразу же могут стать доступны криминальным структурам. То есть изготовители врезок в трубопроводы будут знать технические характеристики систем охраны, графики патрулирования трубопроводов, структуру охранных подразделений и данные на их сотрудников.
Нетрудно представить, во что это может вылиться. Решительные действия охранных структур владельцев трубопроводов по декриминализации обстановки в сфере топливно-энергетического комплекса уже привели к акциям устрашения их сотрудников со стороны ОПС с применения оружия, а также фактами подрыва и убийств, которые стали не единичными. Новый закон создаст дополнительные возможности для криминальных структур противодействовать службам охраны, теперь и с помощью полиции.
См. также:
Читайте также:
|
|
О проекте
Размещение рекламы на портале
Баннеры и логотипы "Energyland.info" |