|
|
|
Аналитика - Генерация энергии
Насколько Энергостратегия адекватна реальности?15.01.14 09:40
Энергетическая стратегия — это базовый документ, которым должны руководствоваться Федеральные органы власти и энергокомпании в своих действиях, поэтому очень важно, чтобы она соответствовала реальным трендам. Однако на деле это не всегда так.
Наступило время, когда Энергостратегия стала сильно отличаться от фактической динамики тех или иных показателей. Наиболее наглядно это видно на примере формирования рационального топливно-энергетического баланса, снижения доли газа, адекватного увеличения доли угля.
Достижение такого баланса включено в последнюю Энергостратегию, и перекочевало туда из ее предыдущих вариантов. В документе были зафиксированы основные инструменты реализации этой цели - равнодоходность поставок газа на внутренний и внешний рынки и изменение соотношения цен на газ и уголь. Практика показала, что заявленные инструменты энергетической политики не работают, и достижение заявленных показателей постоянно сдвигается.
В 2006 г. планировалось достичь равнодоходности экспорта и внутреннего потребления газа к 2011 г. Потом эта заветная цель отодвинулась сначала на 2014 г., а в последнем прогнозе — на 2021 г. В итоге доля угля в энергобалансе не увеличивается, а доля газа не уменьшается.
В европейской части России резко обострилась проблема энергетической безопасности. Доля газа в балансе топлива достигла критической величины — около 95%. Из 43 электростанций, которые могут работать на угле и на газе, осталось 11, которые работают на угле, остальные перешли на газ. В этой части страны исчезает угольная энергетика.
Газовая энергетика модернизируется в направлении внедрения парогазовых установок. ПГУ проектируются и вводятся без резервного топлива, оно там не предусматривается. В результате европейская часть страны становится заложником одно вида топлива и газотранспортной системы. Решение этой проблемы нужно обязательно предусматривать в любой энергостратегии. Необходимо сохранять угольную энергетику в существующем технологическом варианте и стимулировать внедрение чистых технологий в этой отрасли.
Увы, Энергостратегия стала неадекватной не только по данному показателю. Это же касается и распределенной энергетики: когда разрабатывалась Энергостратегия, эта проблема виделась совершенно в других масштабах. То же самое — с энергомашиностроением. Что бы мы ни говорили про новые технологии, ни одного пилотного проекта не появляется. И так далее. Есть целый ряд позиций, по которым в новой Энергостратегии надо принять правильные решения и найти новые механизмы реализации.
Кроме того, Энергетическая стратегия должна быть встроена в систему документов, которые обеспечивают ее эффективную реализацию. Это Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, корпоративные стратегии и инвестиционные программы. Сейчас, к сожалению, они регулируются разными документами, несвязанными между собой, и между Генсхемой и Стратегией, с одной стороны, и миром корпоративных инвестпрограмм с другой - гигантский разрыв. Компании в принципе не делают долгосрочных программ, сопоставимых с горизонтом Энергостратегии, и в этом смысле трудно предполагать, как будет развиваться ситуация.
Прогнозы в Энергостратегии от 2009 г. уже давно не соответствуют даже сегодня действующему прогнозу социально-экономического развития страны. Социально-экономическое стратегирование отстает стратегирования энергетического. Надеюсь, что закон о государственном стратегическом планировании позволит создать целостную систему и саму Стратегию сделать инструментом реализации социально-экономических документов.
Игорь Кожуховский, к.э.н., генеральный директор ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике»
Записала Екатерина Зубкова
Фото Олега Никитина
(С)Медиапортал сообщества ТЭК www.EnergyLand.info Оформить подписку на контент Копирование без письменного разрешения редакции запрещено
См. также:
|
|
О проекте
Размещение рекламы на портале
Баннеры и логотипы "Energyland.info" |