Главная / Новости / Отрасли ТЭК / Forbes: остановка газопровода «Северный поток» нанесет ущерб экономике Германии

Новости


04:19, 18 Июля 22
Нефтегазовая Германия
Forbes: остановка газопровода «Северный поток» нанесет ущерб экономике Германии

Forbes: остановка газопровода «Северный поток» нанесет ущерб экономике Германии Германия и многие другие европейские страны по-прежнему сильно зависят от импорта энергоресурсов из России. Дальнейшее сокращение поставок может привести к множеству экономических, социальных и политических последствий и нанести ущерб европейской экономике.

«Как Германия, страна, известная своим тщательным планированием и проектированием, оказалась в такой опасной ситуации?» - задается вопросом Forbes.
 
Во-первых, важно понять, в какой степени Германия зависит от энергоносителей России. В 2021 году около 35 процентов сырой нефти, 55 процентов природного газа и примерно половина импорта каменного угля приходилось на Россию. Хотя Германия приложила усилия для увеличения доли возобновляемых источников энергии в своем энергетическом балансе, она по-прежнему сильно зависит от импорта ископаемого топлива.
 
Несколько стратегических неудач усугубили ситуацию с энергетическим кризисом в Германии. В течение многих лет многие союзники Германии предупреждали о возможных последствиях зависимости от России в отношении импорта энергоресурсов. Такие предупреждения были проигнорированы, и Германия продолжала уреплять свои отношения с Россией в связи с развитием газопровода «Северный поток — 2». Конечно, задним числом опора на геополитического противника если не конкретно Германии, то уж точно Западу в целом была опасна. Отсутствие желания диверсифицировать импорт нефти и газа оказалось неразумным.
 
Отсутствие диверсификации усугублялось тем, что сейчас выглядит как еще один стратегический провал: желание закрыть все атомные электростанции к концу 2022 года. В настоящее время Германия получает примерно 11 процентов своей электроэнергии за счет атомной энергетики по сравнению с почти 30 процентами двадцать лет назад. Для сравнения, атомная энергия обеспечивает примерно 70 процентов электроэнергии во Франции. Что заставило Германию отказаться от своих ядерных мощностей? Катастрофа 2011 года на АЭС «Фукусиме» в Японии изменила все. Это побудило правительство Меркель в июне 2011 года навсегда закрыть восемь атомных станций и ограничить эксплуатацию оставшихся девяти до 2022 года. В то время это решение было популярно среди населения, но вынудило правительство искать другие альтернативы для удовлетворения своих энергетических потребностей. Отсюда и стремление к возобновляемым источникам энергии.
 
В 2021 году ВИЭ обеспечили 41 процент валовой энергии, используемой для производства электроэнергии. Наибольший вклад внесли береговой и морской ветер, за ними следуют солнечная энергия, биомасса и гидроэнергетика. Германия добилась значительного прогресса в развитии возобновляемой энергетики и потребовала продолжения агрессивного перехода. Закон о возобновляемых источниках энергии был принят 1 июля этого года. Новые законы устанавливают цель для ВИЭ обеспечить 80% спроса на электроэнергию в стране к 2030 году.
 
Переход на возобновляемые источники энергии — это европейская тенденция, которая снизит выбросы углерода и, в конечном счете, снизит зависимость от импорта ископаемого топлива из России. К сожалению, нет никакого способа ускорить переход к устранению краткосрочного дисбаланса спроса и предложения энергии. В результате Германия временно меняет свою краткосрочную энергетическую стратегию.
 
Если добавление большего количества возобновляемых источников энергии не является немедленным решением проблемы, Германия все еще может предпринять шаги, чтобы облегчить часть стресса. Правительство рассматривает проблему с нескольких сторон.
 
Германия признает, что энергетический кризис может существенно усугубиться. В результате она создала и сформулировала план действий в чрезвычайных ситуациях в зависимости от серьезности дефицита. Три этапа плана идут от этапа раннего предупреждения, за которым следует этап оповещения, а наиболее серьезная ситуация называется этапом чрезвычайной ситуации. Фаза тревоги началась 24 июня в связи с сокращением поставок газа из России (в середине июня российская государственная газовая компания «Газпром» сократила потоки газа по «Северному потоку-1» всего до 40% пропускной способности трубопровода). Этап оповещения направлен на добровольное сотрудничество промышленности и домохозяйств для снижения спроса на электроэнергию. На этапе чрезвычайной ситуации правительство вводит нормирование электропотребления.
 
Как бы это ни было нежелательно для экологов, Германия временно возвращается к углю в качестве источника энергии. На этой неделе должен быть принят закон, который запускает десять электростанций, работающих на угле, и шесть электростанций, работающих на мазуте. Кроме того, 11 угольных электростанций, которые планировалось закрыть в ноябре, будут продолжать работать. Для страны, которая установила такие агрессивные цели в области возобновляемых источников энергии, тот факт, что Германия вновь открывает угольные электростанции, должен подчеркнуть серьезность нехватки энергии.
 
Обеспечение и развитие возможности импорта СПГ также является частью плана. Обилие запасов сланцевого газа в Соединенных Штатах делает их естественным геополитически дружественным партнером в энергетической войне. Достигнуто соглашения с президентом США Байденом о поставке в ЕС дополнительных 15 миллиардов кубометров СПГ. в 2022 году. Проблема в том, что торговля сжиженным природным газом требует специализированной инфраструктуры, которой в настоящее время нет.
 
Экологические проблемы также связаны со строительством новых трубопроводов для снабжения терминалов СПГ. Кроме того, огромные капиталовложения, необходимые для развития инфраструктуры, могут оказаться нежизнеспособными в долгосрочной перспективе в мире, стремящемся к сокращению спроса на ископаемое топливо.
 
Пример этому — Канада. Несмотря на значительные ресурсы природного газа, при строительстве новых терминалов СПГ возникает множество проблем. Было предложено 18 таких объектов, но их пока нет. LNG Canada в британской Колумбии — единственный строящийся экспортный терминал, но ожидается, что он не будет введен в эксплуатацию до 2025 года.
 
Одним из решений является развертывание плавучих терминалов СПГ (FRSU). Немецкие энергетические компании RWE и Uniper планируют арендовать три плавучих терминала СПГ (FSRU), которые могут использоваться для импорта сжиженного природного газа и могут быть введены в эксплуатацию вовремя, чтобы обеспечить некоторую разгрузку к следующей зиме.
 
В настоящее время Россия обеспечивает примерно 35% немецких поставок — по сравнению с 55%, которые она поставляла до конфликта на Украине. Германия и другие европейские страны обратились к таким странам, как Норвегия, Алжир и Катар, чтобы решить эту проблему.
 
Норвегия является вторым по величине поставщиком газа в Европе, но уже работает почти на полную мощность. Тем не менее, она увеличила добычу газа в ответ на нехватку газа в Европе и, как ожидается, увеличит продажи газа на 8 процентов в этом году. Алжир уже экспортировал газ в Европу до начала военных действий по трубопроводу в Италию и Испанию. Итальянский энергетический гигант Eni ранее в этом году подписал соглашение о постепенном увеличении поставок газа, начиная с этого года, и в конечном итоге к 2023–2024 годам он достигнет девяти миллиардов кубометров дополнительного газа в год. Что касается Катара, новые поставки будут осуществляться в виде СПГ. Катар уже начал расширять свои усилия по экспорту СПГ, но Европа не получит выгоды от дополнительных поставок, пока не будет развита ее инфраструктура СПГ.
 
К сожалению, большинство из этих альтернатив не появится в реальности в течение нескольких лет. Если завтра Россия прекратит поставки газа, эти новые источники газа не будут задействованы. Вот почему Германия активно пытается пополнить национальные запасы. По данным Федерального сетевого агентства (BNetzA), на конец первой недели июля хранилища газа в Германии были заполнены на 64,6 процента. Страна стремится достичь уровня хранения 90 процентов до зимы. Но если Nord Stream 1 не будет снова включен, будет сложно достичь этой цели.
 
По словам вице-канцлера ФРГ Роберта Хабека, к лету 2024 года Германия может стать независимой от российского природного газа. Это говорит о том, что, если Россия хочет использовать свое положение в качестве поставщика газа в Европу, ей необходимо что-то предпринять до того, как энергетический переход будет завершен. Вот почему возможна геополитическая эскалация с использованием энергии.
 
Если бы поставки газа были полностью прекращены, последствия были бы разрушительными. Промышленность остановится, и немецкое население сильно пострадает.
 
«Компаниям пришлось бы останавливать производство, увольнять своих работников, рушились бы цепочки поставок, люди влезали бы в долги, чтобы оплачивать счета за отопление», — сказал в недавнем интервью вице-канцлер Германии Роберт Хабек.
 
Германия, скорее всего, немедленно перейдет к чрезвычайной фазе своего плана на случай непредвиденных обстоятельств. Clean Energy Wire считает, что «защищенные клиенты» будут иметь приоритет, если будет введено нормирование газа. К ним относятся домашние хозяйства, малые предприятия, такие как пекарни, супермаркеты, и основные социальные службы: больницы, школы, полицейские участки и производители продуктов питания. Половина из 43 миллионов домохозяйств Германии отапливаются природным газом, поэтому отдавать предпочтение домохозяйствам, особенно зимой, было бы крайне важно. Тем не менее, согласно BNetzA, у семей могут утроиться счета за отопление следующей зимой.
 
Таким образом, промышленный сектор, скорее всего, примет на себя основной удар из-за нормирования электроэнергии. За этим последуют сокращения производства и увольнения, особенно в энергоемких отраслях, таких как химическая промышленность, производство стали, удобрений и стекла. Возникнет нехватка промышленных товаров, что создаст дополнительную нагрузку на глобальную цепочку поставок. Более высокие цены на энергию и готовую продукцию усугубят инфляционное давление, которое уже подрывает мировую экономику.
 
Исследование Мангеймского университета показало, что последствия сокращения газа могут привести к 8-процентной потере ВВП. В документе, подготовленном консультантом-исследователем Prognos для Баварской промышленной ассоциации, прогнозируется, что, если «Северный поток-1» не откроется снова^ и Россия полностью отрежет Германию от газовых поставок, экономика Германии сократится на 12,7 процента. Если бы инфляция ускорилась, Европейский центральный банк мало что мог бы сделать для решения проблемы столь быстрого снижения темпов роста.
 
В краткосрочной перспективе, если «Северный поток-1» не откроется снова, цена для немецкого народа и экономики будет очень высокой.
 
Германия пытается восполнить запасы газа в краткосрочной перспективе и отказаться от российского газа в долгосрочной. Россия знает об этих заявленных усилиях. Он знает, что Германия и большая часть остальной Европы не станут экспортным рынком в не столь отдаленном будущем. Нетрудно поверить, что Путин хотел бы использовать имеющиеся у него экономические рычаги.
 
Россия знает, что последствия для Германии ужасны, и может попытаться получить что-то в обмен на продолжение поставок. Кроме того, Россия сейчас находится в сильной финансовой форме. На самом деле, несмотря на санкции, российский экспорт нефти больше, чем до событий на Украине. Скользящая средняя экспорта сырой нефти за пять недель увеличилась на 9% с февраля.
 
В результате положительное сальдо счета текущих операций России во втором квартале 2022 года достигло рекордной отметки в 70,1 миллиарда долларов, при этом доходы от экспорта энергоносителей и сырьевых товаров выросли, поскольку импорт сократился из-за санкций США и Европы. Более половины этих поставок идет в Китай и Индию, где спрос на энергию продолжает расти, а санкции не введены. В мае импорт сырой нефти в Китай из России вырос на 55% по сравнению с прошлым годом. Китайский импорт российского СПГ также подскочил, увеличившись на 22% по сравнению с прошлым годом. В Индии импорт сырой нефти из России подскочил более чем в 50 раз с апреля и теперь составляет 10% всего импорта сырой нефти из-за рубежа. Понятно, что есть и другие покупатели российской энергии.
 
Если Россия хотела отомстить Европе и Западу за введение санкций, с ее точки зрения, сейчас самое подходящее время для этого. Россия нашла альтернативные источники спроса на свои нефть и газ быстрее, чем Европа смогла бы найти новые источники поставок. К несчастью для Европы, у Путина сейчас лучшие карты в этом покере. Но, как мир узнал за последние два десятилетия, Путин далеко не предсказуем. Миру просто придется подождать и посмотреть, что произойдет. Тем временем все сосредоточены на 21 июля — дате, когда Nord Stream должен снова открыться. До тех пор ожидается большая неопределенность на европейских финансовых и товарных рынках, резюмирует Forbes.
 
Герман Плиев, Energyland.info


Читайте также:

Тэги: СПГ Северный поток поставки газа энергоресурсы
Все новости за сегодня (1)
07:40, 20 Апреля 24

«НОВАТЭК-Челябинск» подвел итоги работы компании за первый квартал 2024 года

дальше..
 

Поздравляем!
Ангарская нефтехимическая компания отмечает 70 лет со дня выпуска первой продукции Ангарская нефтехимическая компания отмечает 70 лет со дня выпуска первой продукции

70 лет исполнилось со дня выпуска первой продукции Ангарской нефтехимической компании (АНХК, входит в нефтеперерабатывающий и нефтехимический блок НК «Роснефть»). В 1954 году на заводе гидрирования Комбината-16 (так тогда назвалась АНХК) была выпущена первая партия метанола.



О проекте Размещение рекламы на портале Баннеры и логотипы "Energyland.info"
Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика