Аналитика - Нефть и Газ

Нефтяные ямы под Иркутском. Сколько их?


11.12.12 09:07
Нефтяные ямы под Иркутском. Сколько их? Типичная схема захоронения отходов нелегального НПЗ в Иркутской области выглядит так: в яму, естественную или вырытую экскаватором, сливают десятки тонн нефтяных отходов, которые могут даже особенно не маскировать: их никто никогда не найдет.

Преступления без наказания

Иркутская область - городская, 80% населения области живет в городах. А вокруг промышленных центров практически безлюдная тайга. Похоронить здесь можно тайком тысячи тонн любых отходов. Если кто их и найдет, то будет молчать об этом - число пропавших без вести в год в области лежит между 1,2 и 2 тыс. человек, и никому не хочется оказаться в их числе.
Теневая нефтяная экономика в Иркутской области гораздо менее криминализована, чем, скажем лесная, но и здесь не обходится без трупов. 26 января 2009 года в момент хищения нефти из несанкционированной врезки на 611,7 км МН «Омск-Иркутск» были обнаружены неизвестные лица, которые на автомашине ЗиЛ с места происшествия скрылись. Позже машина была обнаружена на территории автобазы в г. Зима, здесь же находился нелегальный нефтеперерабатывающий завод, оборудование для хранения и переработки нефти и нефтепродуктов. При осмотре обнаружено и изъято 15,9 тонн похищенной нефти. В ходе предварительного расследования были установлены предполагаемые организаторы хищения нефти и ее переработки.
Обычно такие дела в области заканчивались ничем – следователи несколько месяцев тянут время, а потом закрывали дело по п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ. По информации из правоохранительных органов, за прошедшие три года на территории Иркутской области зарегистрировано 179 фактов хищения нефти из магистральных нефтепроводов, установлены 92 подозреваемых. Но судебная статистика более скромная - приговоры вынесены лишь по 4 уголовным делам, а к реальному лишению свободы приговорили одного человека, который в итоге отсидел около трех месяцев.
 
«Самовары» под «крышей»
Хищения и нелегальная переработка нефти в Иркутской области приняли промышленные масштабы. Согласно официальной справке, за указанный выше период в области обнаружено 8 нелегальных нефтеперерабатывающих завода, 124 несанкционированных врезки (НСВ), демонтировано 70 отводов от НСВ общей протяженностью более 35 километров (!), задержано 19 большегрузных наливных автомобилей, изъято более 1565 тонн похищенной нефти. 
«Обнаружение» 8 нелегальных НПЗ не означает, что их деятельность прекратилась. В ноябре нынешнего года сотрудниками отдела УФСБ РФ по Иркутской области в г. Ангарске выявлено 4 нелегальных НПЗ. Заводы «остановили» путем демонтажа форсунок, но когда сотрудники спецслужб снова явились на заводы - они работали как ни в чем ни бывало. 
«У нас только в одном Ангарске обнаружили 4 нелегальных НПЗ. А сколько их в области, обнаруженных и необнаруженных? - сетует опытный опер одного из иркутских ЧОПов. – Но что толку, мы вывезли все технологическое оборудование полностью, а через месяц на двух местах работали уже новенькие установки».
Нелегальные НПЗ нефтяники называют «самовары». На них путем примитивного нагрева нефти выделяют прямогонный бензин, который на АЗС подмешивают к нормальному топливу. Что происходит с остатками перегонки, никто не знает. 
На легальных НПЗ ведется строгий учет поступившей нефти и распределения продуктов ее переработки. Отход переработки нефти - битум - используется для отопления и для производства асфальта. За рубеж его продают дешевле нефти, а там современными методами из битума извлекают еще массу бензина и кучу ценных химических продуктов.
Для природы битум – яд. Он не разлагается годами. И никто не знает, отправляют ли битум нелегальные НПЗ за рубеж, на переработку или сливают в таежные ямы. Хотя назвать НПЗ, годами работающими под «крышей» правоохранительных органов, нелегальными язык не поворачивается. Власти, сотрудники силовых органов, все местные жители знают, где работают такие НПЗ. Сотни работников НПЗ знают, куда потом сливают остатки перегонки, но об этом молчат даже самые правдолюбивые местные СМИ. Ведь если на борьбу с коррупцией в России за рубежом давно махнули рукой, то отравление земли так просто не пройдет. «Гринпис» и другие экологические организации поднимут международный скандал, который скажется на самой болевой точке российской власти - мировых ценах на российскую нефть.
 
Рецидивы безвластия
Нефть на иркутскую землю проливается во время устройства НСВ, во время транспортировки на старых бензовозах, переливов, из-за небрежностей технологии и ржавых труб. В СМИ прорывается информация только о самых масштабных катастрофах. Например, в апреле из-за криминальной врезки в продуктопровод на базе Росрезерва в Ангару попало не менее 316 тонн дизельного топлива. В результате образовалось пятно протяженностью до 10 км (!). В Черемхово, Свирске и Михайловке без воды осталось 77 тыс. человек, пришлось остановить работу водозабора. Ущерб оценивается в 500 млн рублей.
А вот выдержки из документов, предшествующих катастрофе. В 2010 году, 7 декабря, на 792,01 км МН «Красноярск-Иркутск» обнаружена НСВ, на месте преступления обнаружен автомобиль КамАЗ-самосвал с замаскированной в кузове емкостью, заполненной нефтью. Расследование уголовного дела было приостановлено по п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ 08.02.2011, 03.08.2011 следователь передал автомобиль КамАЗ-самосвал владельцу на «ответственное хранение».
Дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия ОРЧ не проводились, уголовное дело приостановлено.
И пусть для вас не будут неожиданностью сообщения из Иркутской области о новых катастрофах, новых разливах нефти и новых таежных ямах с битумом.
 
Сергей Воробьев, Центр изучения региональных проблем
Печатается в сокращении
Реклама: системы вентиляции vvair.ru будут полезны на любом заводе и предприятии, особенно нефтехимическом.
 







О проекте Размещение рекламы на портале Баннеры и логотипы "Energyland.info"
Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика