Аналитика - Нефть и Газ

Поможет ли государство малой нефтедобыче


06.06.14 08:34
Поможет ли государство малой нефтедобыче Зона компетенции независимых нефтяных компаний (ННК) – это мелкие месторождения углеводородов и залежи с трудноизвлекаемыми запасами, которые, по прогнозам ряда экспертов, составят основной доступный нефтегазовый ресурс будущего.

Не секрет, что по мере извлечения нефти и газа из крупных месторождений стремительно ухудшаются структура и качество запасов, находящихся в эксплуатации. При этом весьма часто возникает необходимость доразведки и освоения, главным образом, небольших месторождений. К тому же, в нераспределенном фонде остались сегодня исключительно мелкие и средние нефтегазовые залежи. И главным образом именно ННК осваивают подобные ресурсы, а также осуществляют доработку простаивающих и низкодебитных скважин, т.е. развивают у себя компетенции, жизненно важные для дальнейшего существования отрасли. По сути, по мере практически гарантированного усложнения условий добычи и выбытия из эксплуатации крупных месторождений ННК неизбежно будут становиться своеобразным резервом роста добычи углеводородного сырья, в частности, за счет доработки тех запасов, с которыми крупным компаниям работать пока невыгодно. 
Да, валовые показатели российских ННК скромны. Так, в 2012 г. их суммарная добыча (15,2 млн. т) составила в общероссийском объеме добычи (523,3 млн т) нефти и конденсата всего около 3%. Но зато из 1.180 тыс. метров всего отраслевого поисково-разведочного бурения, осуществленного в 2012 г. в России за счет средств недропользователей, на долю ННК пришлось 17%. 
ННК работают, преимущественно, с новыми небольшими месторождениями с высокой долей запасов категории С2, которые, как известно, требуют углубленной доразведки с проведением поисково-разведочного бурения. Так, если у ВИНК в общем объеме запасов АВС1+С2 доля запасов по категории С2 составляет 34%, то у ННК - 62%. При этом, доля месторождений с извлекаемыми запасами менее 15 млн тонн, приходящаяся на ННК, составляет аж 45%, в то время как у ВИНК - всего 17%. Поэтому государственное стимулирование геологоразведочных работ (далее –ГРР) может стать ключевым фактором раскрытия потенциала ННК, а на перспективу - и всей отрасли в целом. Ведь эффективное функционирование ННК будет двигать общее развитие геологоразведки и, к тому же, позитивно скажется на развитии конкурентной среды в отрасли. Легко заметить, однако, что выгоды от работы «малышей» концентрируются преимущественно на общенациональном уровне - более рациональное природопользование, «подчистка хвостов» за ВИНК, обеспечение социального позитива в регионах работы ННК и т.п. Вместе с тем, трудности (бедные и сложные месторождения, инфраструктурные, фискальные проблемы и т.п.) приходится преодолевать исключительно самим ННК.

Очевидно, что в этих условиях актуальной становится государственная поддержка ННК - по созданию более благоприятных условий их деятельности, особенно на этапе становления бизнеса. Мы убеждены, что в этом контексте России следует учитывать мировой опыт функционирования ННК.

Для понимания, чего можно было бы добиться в нашей отрасли за счет государственной поддержки деятельности ННК по разработке мало привлекательных для крупных компаний месторождений и обеспечению тем самым максимального извлечения полезных ископаемых из недр, сошлюсь на конкретный зарубежный опыт. Так, в Канаде, например, около трети всего объёма нефти добывается малыми частными компаниями. Независимые предприятия нефтегазового сектора США обеспечивают около 46% всей добычи нефти (напомню для сравнения: в России – 3%) и 65% природного газа. В обеих странах количество малых и средних нефтяных компаний достигает нескольких тысяч. Так, если у нас всего 250 ННК, то только в США их около 7 тысяч. При этом, суммарная доля ННК в разведочном и эксплуатационном бурении в США составляет 94%, а в России - всего 17% и 4%, соответственно. Не стоит также забывать, что главную роль в недавней, прогремевшей на весь мир «сланцевой революции» в США сыграли именно независимые компании, как наиболее склонные к осуществлению инновационных высокотехнологичных приемов. Во многом залогом таких успехов американских ННК являются предусмотренные законодательством США специфические преференции для независимого нефтегазодобывающего бизнеса – в виде конкретных мер по его поддержке и стимулированию развития.
При создании благоприятных, стимулирующих развитие условиях потенциал роста сможет реализоваться даже у тех российских ННК, которые сегодня по тем или иным причинам не занимаются бурением и не ведут добычу. Так, по данным тесно сотрудничающего с АссоНефть Энергетического центра Московской школы управления «СКОЛКОВО», из 250 российских ННК в 2012 г. только 52% добывали нефть, 10% - не добывали, но вели поисково-разведочное бурение. И почти 38% ННК не добывали, и не бурили.
Какие же инструменты государственного стимулирования ГРР реально возможны для ННК? Вместе с экспертами Энергетического центра мы пришли к выводу, что для российских ННК в качестве эффективной меры государственного стимулирования необходимо сочетать вычеты расходов на ГРР из НДПИ (с учетом особого льготного коэффициента для ННК) и уменьшение (а лучше - отмену) разового платежа по факту открытия месторождения. Важно учитывать, что обеспечение максимально льготного коэффициента уменьшения разового платежа для ННК (вплоть до отмены) целесообразно еще и потому, что упомянутый механизм вычетов затрат на ГРР из НДПИ для ряда ННК может быть малоэффективен, т.к. около 50% ННК пока не ведут добычу. 
В заключение - о, возможно, главном потенциале госстимулирования бизнеса ННК. На днях все мы с надеждой узнали, что глава Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал идею - проверить на практике целесообразность давно обсуждаемого в отрасли перехода с налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на налог на финансовый результат (НФР) - с целью стимулирования освоения новых месторождений и наращивания объемов добычи. Как известно, нововведение в формате эксперимента на ряде пилотных проектов активно продвигает Министерство энергетики Российской Федерации, представитель которого уже сообщил СМИ о том, что «перечень компаний [для участия в пилотных проектах] находится на обсуждении». Примечательно, что идею пока не поддерживает Минфин – из-за рисков возможного снижения налоговых поступлений в бюджет. 
Мы же считаем, что эти риски можно существенно понизить, если для экспериментального пилотного проекта по введению налога на финансовый результат задействовать сектор ННК, которые обладают целым рядом преимуществ, с точки зрения тестирования эффективности перехода нефтегазовой отрасли с НДПИ на НФР. 
С нашей точки зрения, преимущества эти таковы:
• Масштаб добычи ННК сравнительно небольшой, поэтому бюджетные риски незначительны. 
• НФР с ННК проще администрировать из-за отсутствия вертикальной интеграции и меньшего масштаба бизнеса.
• В ресурсном портфеле ННК значительная доля именно новых месторождений, освоение которых и нужно стимулировать.
• Будет обеспечена репрезентативная выборка во всех добывающих регионах.
• У ННК, по сравнению с ВИНК, значительно меньший масштаб действующих льгот по НДПИ.
• У ННК меньше возможностей для получения льготной экспортной пошлины.
Действующая же фискальная система, по нашему выстраданному убеждению, не дает в полной мере развиваться сектору ННК и, тем самым, тормозит наращивание потенциала всей отрасли».
 
Елена Корзун, генеральный директор Ассоциации малых и средних независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»
Фото Олега Никитина

См. также:
В котельном цехе Южно-Кузбасской ГРЭС смонтировали новый двухбалочный мостовой кран
Медицинский комплекс во Владивостоке к 2015 году получит 1 МВт электрической мощности
В Санкт-Петербурге пройдут обучение более 400 работников бюджетной сферы
 







О проекте Размещение рекламы на портале Баннеры и логотипы "Energyland.info"
Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика