Аналитика - Финансист

Предчувствие «большой войны» на Кавказе: сбудутся ли мрачные геоэкономические прогнозы?


05.04.16 06:35
Предчувствие «большой войны» на Кавказе: сбудутся ли мрачные геоэкономические прогнозы? Застарелый конфликт в Нагорном Карабахе обострился. Теперь он угрожает перерасти в очередную войну на постсоветском пространстве. Азербайджан и Армения обвиняют друг друга в несоблюдении условий перемирия.

Азербайджан уже заявляет о готовности воевать за то, чтобы мятежная республика осталась навсегда в составе Азербайджана. Одновременно Россия и Организация Объединенных Наций пытаются призвать враждующие стороны к диалогу. Также Россия делает все возможное для разрешения конфликта исключительно политическим путем. На сегодняшний день в Нагорном Карабахе установилось довольно хрупкое перемирие, которое может прекратиться в любой момент.

При неблагоприятном развитии событий локальный конфликт в Нагорном Карабахе вполне способен перерасти в затяжную войну. Но ясно, что и для Армении, и для Азербайджана экономически и политически мир выгоднее, чем война. Если усилия по мирному урегулированию конфликта ничего не дадут, то сработает пессимистичный вариант развития событий, согласно которому в наибольшей степени удар придется по экономике Азербайджана, несмотря на то, что в экономическом плане Азербайджан сейчас является одной из наиболее стабильных стран постсоветского пространства. Но в случае «большой войны» Азербайджан может утратить статус надежного поставщика газа. Сегодня от поставок азербайджанского газа существенно зависят Грузия и Армения.

Для Азербайджана война может обернуться существенными потерями в бюджете. Для Армении тоже, если она перестанет получать азербайджанский газ. Он может быть замещен поставками из России, но, тем не менее, позитивных последствий для экономики Армении в случае «большой войны» тоже сложно ожидать. Кроме того, либерально настроенная оппозиция может опять попытаться организовать «майдан» против нынешних властей Армении, только на этот раз такой переворот может быть «антивоенным».

Самый главный вопрос – как поведет себя Россия в этой ситуации, особенно учитывая, что в Армении находится российская военная база? Конечно, России придется защищать свою военную базу, если она подвергнется нападению, точно так же, как это было в 2008 году в Грузии. Однако это маловероятно, тем более, что события 2008 года в Грузии, которая по итогам своей «маленькой непобедоносной войны» лишилась почти трети территорий, показали, что уроки истории учить необходимо.

Скорее всего, решение проблемы обострения конфликта в Карабахе будет политическим, несмотря на то, что, по словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, «третьи стороны» препятствуют урегулированию. Он не назвал конкретных имен, но всем ясно, что те, кто препятствуют миру на Кавказе – это Турция при поддержке США, пусть и не очень активной. В «большой войне» на Кавказе, кроме самих противоборствующих сторон, практически никто не заинтересован, особенно Европа, которая сейчас и так задыхается от мигрантов из Сирии и Северной Африки.

Кроме того, если разгорится «большая война» на Кавказе, то у Евросоюза сорвется проект очередного газопровода, который в Европе называют «Трансадриатическим». Планировалось, что этот газопровод, в котором чиновники из Брюсселя видят альтернативу российскому «Южному потоку», будет заполняться азербайджанским газом с месторождения «Шах-Дениз». Но если Азербайджан ввяжется в «большую войну», то его способности надежного поставщика газа будут поставлены под сомнение. Есть, конечно, Турция, которая всегда поддерживала Азербайджан, однако она пока не заявляет о готовности оказать военную помощь Азербайджану самостоятельно, без участия НАТО, хотя бы потому, что своих внутриполитических и межнациональных проблем достаточно, а НАТО пока не горит желанием заниматься Карабахом. Скорее, главный интерес Турции (а также интерес США) в этом регионе – поссорить Россию и Азербайджан, долгосрочное сотрудничество которых не раз срывали планы США и еврочиновников по строительству альтернативных газопроводов в Европу с азербайджанским газом. Турция также может, оказав поддержку Азербайджану, неуклюже попытаться тем самым убедить часть крымских татар в агрессивности России и даже в ее «исламофобии». Но это выглядит таким абсурдом, что, скорее всего, у Эрдогана в очередной раз ничего не выйдет.

Курсы валют Армении и Азербайджана почти не отреагировали на обострение нагорно-карабахского конфликта. 4 апреля курс армянского драма к доллару США почти не изменился, а к российскому рублю вырос на 0,26%. Курс азербайджанского маната укрепился к доллару почти на 1%, а к рублю вырос на 1,76%. Российский рубль на биржевых торгах сейчас падает, однако на него оказывают влияние в большей степени цены на нефть и макроэкономические показатели, чем локальный конфликт, который, по нашему мнению, может быть разрешен в ближайшее время. По крайней мере, на это хотелось бы надеяться.

Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента Альпари







О проекте Размещение рекламы на портале Баннеры и логотипы "Energyland.info"
Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика